Лютер и действенное искупление

Dec 10, 2013 11:05

На днях у меня состоялся краткий обмен мнениями с лютеранином Михаилом. В частности, Михаил довольно-таки, как мне показалось, резко высказался по поводу учения о действенном искуплении и его сторонниках, в число которых были записаны исключительно кальвинисты, "правда, не все".

Если честно, мне уже трудно понять, почему действенное искупление - когда Иисус реально спасает Своих врагов и делает их друзьями, а не просто делает некую безличную группу людей "потенциально спасаемыми" - вызывает такое неприятие.

Но сейчас речь не об этом. Где-то, помню, читал, что сам Лютер в вопросе "за кого и в каком смысле умер Христос" тоже был "кальвинистом".



Разговор с Михаилом заставил порыться в творениях Лютера, и вот что там нашлось:

«Второе возражение заключается в том, что "[Бог] ... хочет, чтобы все люди спаслись..." (1Тим 2:4), и Он отдал Своего Сына за нас, людей, и создал человека для жизни вечной. Подобным же образом: все существует для человека, а сам человек существует для Бога, для того, чтобы Он мог получать удовольствие от него, и т.д. Эти и другие, подобные им утверждения, могут быть опровергнуты столь же легко, как и первое.

Ибо данные библейские фрагменты всегда должны пониматься, как относящиеся только к избранным, о чем Апостол говорит в 2Тим 2:10: "Посему... все... ради избранных".

Ибо в абсолютном смысле Христос умер не для всех, потому что Он говорит: "Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих...", - Он не говорит: "за всех", - "... изливаемая во оставление грехов" (Мк. 14:24; Мф. 26:28).»

(«Лекции по "Посланию к Римлянам". Мартин Лютер» - Минск, изд. «ПИКОРП», 1996. Предположительно, с. 414 - 415. У меня нет этого печатного издания, я пользовался электронным, поэтому не могу дать точные номера страниц.)

Конечно, великий реформатор и реформат Мартин Лютер - личность неординарная и противоречивая. В разные периоды жизни его взгляды менялись. Тем не менее, думаю, можно утверждать, что, по крайней мере, на определенном этапе Лютер ясно учил действенному искуплению.

Что ж, не могу не согласиться в этом пункте с Лютером. Как написано: "...родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их." (Мф. 1:21)

Аминь.

искупление, богоцентризм, лютеранство, Мартин Лютер, кальвинизм

Previous post Next post
Up