На днях у меня состоялся краткий обмен мнениями с лютеранином Михаилом. В частности, Михаил довольно-таки, как мне показалось,
резко высказался по поводу учения о
действенном искуплении и его сторонниках, в число которых были записаны исключительно кальвинисты, "правда, не все".
Если честно, мне уже трудно понять, почему действенное искупление - когда Иисус реально спасает Своих врагов и делает их друзьями, а не просто делает некую безличную группу людей "потенциально спасаемыми" - вызывает такое неприятие.
Но сейчас речь не об этом. Где-то, помню, читал, что сам Лютер в вопросе "за кого и в каком смысле умер Христос" тоже был "кальвинистом".
Разговор с Михаилом заставил порыться в творениях Лютера, и вот что там нашлось:
«Второе возражение заключается в том, что "[Бог] ... хочет, чтобы все люди спаслись..." (
1Тим 2:4), и Он отдал Своего Сына за нас, людей, и создал человека для жизни вечной. Подобным же образом: все существует для человека, а сам человек существует для Бога, для того, чтобы Он мог получать удовольствие от него, и т.д. Эти и другие, подобные им утверждения, могут быть опровергнуты столь же легко, как и первое.
Ибо данные библейские фрагменты всегда должны пониматься, как относящиеся только к избранным, о чем Апостол говорит в
2Тим 2:10: "Посему... все... ради избранных".
Ибо в абсолютном смысле Христос умер не для всех, потому что Он говорит: "Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих...", - Он не говорит: "за всех", - "... изливаемая во оставление грехов" (
Мк. 14:24;
Мф. 26:28).»
(«Лекции по "Посланию к Римлянам". Мартин Лютер» - Минск, изд. «ПИКОРП», 1996. Предположительно, с. 414 - 415. У меня нет этого печатного издания, я пользовался электронным, поэтому не могу дать точные номера страниц.)
Конечно, великий реформатор и реформат Мартин Лютер - личность неординарная и противоречивая. В разные периоды жизни его взгляды менялись. Тем не менее, думаю, можно утверждать, что, по крайней мере, на определенном этапе Лютер ясно учил действенному искуплению.
Что ж, не могу не согласиться в этом пункте с Лютером. Как написано: "...родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их." (
Мф. 1:21)
Аминь.