Актуально: «Никогда, что относится къ Церкви, не разрѣшается путемъ компромиссовъ!»

Jan 31, 2016 22:15

Оригинал взят у varnava_mp в Актуально: «Никогда, что относится къ Церкви, не разрѣшается путемъ компромиссовъ!»

             Це́ркве послѣ́дній воево́да, труба́ великозву́чная, гро́мъ боже́ственный, благоче́стія учи́тель, соверше́нства свяще́нныхъ догма́товъ вѣ́ры вѣ́датель изя́щнѣйшій, Ду́ха Свята́го исхожде́ніе богосло́вивый я́ко влады́ка, и учи́тели собо́ровъ святы́хъ, и всесвята́го Сѵмво́ла непобѣди́мый побо́рникъ, и предста́тель по до́лгу свѣ́тло да восхва́лится.
Стихира на Господи воззвахъ, гласъ 4-й.         «Въ нынѣшній періодъ человѣческой исторіи, который справедливо можно назвать вѣкомъ моральныхъ компромиссовъ, намъ особенно необходимо осознать цѣнность нашего православнаго ученія и догматовъ, изъ которыхъ мы ничего не можемъ отдать, ничѣмъ пожертвовать, или допустить какой-либо компромиссъ, безъ того, чтобы не отступить тѣмъ самымъ отъ Истины и Вѣчной Жизни...» - такъ пишетъ современный жизнеописатель св. Марка, и житіе этого святителя дѣйствительно съ наибольшей яркостью свидѣтельствуетъ о томъ, что нельзя отдавать вѣчныя Истины ни за какія иныя цѣнности, ни при какихъ обстоятельствахъ...
       ...Историкъ Сиропулъ разсказываетъ, что группа католическихъ монахов-отшельниковъ пришла послушать пренія между православными и римо-католиками по вопросу о законности прибавленія Filioque. Выслушавъ рѣчи той и другой стороны, монахи во всеуслышаніе заявили: «Нѣтъ сомнѣнія, греки обладаютъ истинной вѣрой и сохранили здравые догматы». За это ихъ выслали, запретивъ говорить съ народомъ и назвавъ ихъ «неучами, не понимающими въ богословіи ничего дальше своей монашеской жизни», заключили ихъ въ монастырь безысходно, наложивъ на нихъ епитимію - молчаніе.
          Такимъ явленіямъ много способствовалъ св. Маркъ, опубликовавшій свое краткое твореніе «Діалогъ съ латиняниномъ о прибавленіи въ Символѣ». Въ этомъ діалогѣ св. Маркъ напоминаетъ о постановленіи 3-го Вселенскаго Собора: «Никоимъ образомъ мы не допускаемъ нарушать вѣру, изложенную отцами нашими, т. е. Символъ Вѣры. Ни намъ самимъ, ни инымъ мы не допускаемъ измѣнять ни единаго слова его содержанія, ни единаго даже слога нарушить, памятуя говорящаго: «Не прелагай предѣлъ вѣчныхъ, яже положиша отцы твои» (Прит. 12, 28), ибо это не они говорили, но чрезъ нихъ говорилъ Духъ Бога и Отца»...
         Тогда, видя, что дѣло уніи можетъ рухнуть, императоръ Іоаннъ черезъ того же митрополита Исидора задалъ Папѣ вопросъ: «Что получатъ греки, если унія будетъ заключена?» Вопросъ былъ поставленъ прямо: Папѣ предлагалось купить Православную Церковь. Это былъ страшный моментъ въ исторіи Православной Церкви. Онъ внутренне сроденъ тому моменту, когда ученикъ Христовъ обратился къ синедріону, говоря: «что ми хощете дати, да азъ предамъ Его?»
         Папа понялъ и послалъ къ грекамъ трехъ кардиналовъ, которые отъ лица Папы обѣщали, что, если унія будетъ заключена, то греки получатъ слѣдующее: 1) Папа возьметъ на себя расходы по возвращенію грековъ въ Константинополь. 2) На средства Папы будетъ содержаться 300 воиновъ въ Константинополѣ для защиты его отъ турокъ. 3) На средства Папы будутъ содержаться въ Константинопольскихъ водахъ двѣ военныхъ галеры. 4) Папа организуетъ Крестовый походъ на Іерусалимъ, который пройдетъ чрезъ Константинополь и разобьетъ турокъ. 5) Если будетъ нужда, Папа пошлетъ Императору 20 большихъ военныхъ кораблей. 6) Если будетъ нужда, Папа созоветъ на помощь грекамъ войска западныхъ государей.
        Мы знаемъ, что эти обѣщанія никогда не были выполнены...
        3-го іюня греки собрались для окончательнаго рѣшенія вопроса и для голосованія. Патріархъ заявилъ, что онъ принимаетъ утвержденія латинянъ, заключаетъ съ ними унію и общеніе. Послѣ него одинъ за другимъ греческіе іерархи заявили, что и они принимаютъ вмѣстѣ съ Патріархомъ догматъ объ исхожденіи Святаго Духа отъ Отца и Сына, какъ отъ Одного Начала. Только св. Маркъ Ефесскій, Антоній Ираклійскій и еще двое епископовъ отказались дать свое согласіе на такое мнѣніе. Однако всѣ прочіе іерархи были въ концѣ концовъ сломлены, и св. Маркъ остался одинъ непоколебимымъ. И Патріархъ, и Императоръ, и всѣ епископы, члены Собора, пытались убѣдить его. Твердо и ясно св. Маркъ обосновываетъ свою непоколебимость. Когда греческіе іерархи кричали ему: «Найди намъ выходъ - икономію!» св. Маркъ отвѣчалъ: «Дѣла вѣры не допускаютъ икономіи». И добавляетъ: «Можетъ ли быть нѣчто среднее между истиной и ложью, отрицаніемъ и утвержденіемъ, между свѣтомъ и тьмой? И хотя между свѣтомъ и тьмой есть нѣчто среднее, именуемое сумерками, однако между истиной и ложью средняго нѣтъ ничего».
       Впослѣдствіи, давая на всѣ времена богодохновенное категорическое правило въ дѣлахъ вѣры, онъ завѣщаетъ всему православному міру: «Никогда, о человѣкъ, то, что относится къ Церкви, не разрѣшается путемъ компромиссовъ»...
      4-го іюля греки передали латинянамъ слѣдующее заявленіе: «Мы соглашаемся съ вашимъ ученіемъ и съ вашимъ прибавленіемъ въ Символѣ, мы заключаемъ съ вами унію и признаемъ, что Святый Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, какъ отъ одного единаго Начала и Вины». Это уже была почти полная капитуляція.
       Вскорѣ послѣдовало согласіе и на всѣ прочіе пункты латинскаго вѣроученія: признаніе примата Папы, существованіе чистилища, преосуществленія на св. Литургіи не благословеніемъ и призываніемъ Святаго Духа, а словами Христовыми: «пріимите, ядите...»
       Въ воскресеніе 5-го іюля греческіе іерархи подписали унію. Подписалъ императоръ, подписали всѣ іерархи, даже тѣ, кто были противниками уніи, какъ Антоній митрополитъ Ираклійскій. Не подписалъ только одинъ - Маркъ митрополитъ Ефесскій...
       Отсутствіе подписи св. Марка было роковымъ для дѣла уніи. Несмотря на то, что ее подписали и императоръ, и представители восточныхъ патріарховъ, и почти всѣ митрополиты и епископы Константинопольской Церкви, унія все же не была принята Православной Церковью, которую въ эту минуту воплощалъ смертельно больной, одинокій, изможденный іерархъ, находившійся въ опалѣ у властей міра сего, но неодолимо могучій тѣмъ, что въ немъ воплощалась Божественная Истина - св. Маркъ Ефесскій.
       Яснѣе всего понялъ значеніе св. Марка папа Евгеній IV. Когда ему кардиналы съ торжествомъ представили актъ уніи, подписанный греческими представителями, папа спросилъ, подписалъ ли Маркъ Ефесскій, и не увидѣвъ его подписи, сказалъ: «Итакъ, мы ничего не сдѣлали»...
         Проведя въ Ефесѣ свыше двухъ лѣтъ и чувствуя, что силы оставляютъ его, св. Маркъ рѣшилъ направиться для духовнаго отдыха на св. гору Аѳонскую, среди иноковъ которой имя его было окружено любовью и почитаніемъ. Однако, когда корабль, на которомъ плылъ св. Маркъ, присталъ къ острову Лемносу, находившемуся еще во владѣніяхъ Византіи, онъ былъ арестованъ по приказу императора и брошенъ въ темницу, въ которой былъ заточенъ въ теченіе двухъ лѣтъ. Послѣ освобожденія своего вернулся онъ въ Константинополь, гдѣ оставался до своей кончины. Въ Константинополѣ въ это время въ Церкви господствовали уніаты. Патріархомъ былъ ревностный уніатъ, рядовые епископы или старались подражать ему, или были запуганы. Но св. Маркъ видѣлъ, что унія не принимается ни рядовымъ священствомъ, ни простымъ народомъ. Поэтому онъ писалъ въ это время въ своемъ посланіи: «Благодатію и силою Божіей псевдо-унія вотъ-вотъ разсыпется», что и совершилось незамедлительно.

Источникъ: Житія святыхъ. № 10. Январь (отъ 16 до 31). - Мюнхенъ: Изданіе обители преп. Іова Почаевскаго, 1966. - С. 81-93.

актуальные темы, инославие и экуменизм, игумен Варнава, Святоотеческое наследие, история Церкви

Previous post Next post
Up