Іоаннъ Кронштадтскій: "Слово на день Богоявленія Господня, 6-го января 1908 года"

Jan 19, 2015 05:33

Оригинал взят у varnava_mp в Іоаннъ Кронштадтскій: "Слово на день Богоявленія Господня, 6-го января 1908 года"


       Три рода крещенія, существенно отличныхъ, опредѣлено было небомъ отъ вѣчности.
                Одно всенародное крещеніе покаянія отъ Іоанна, приготовительное къ принятію обѣщаннаго и пришедшаго Мессіи.
            Другое крещеніе - чрезвычайное освятительное крещеніе Самого Мессіи - Христа Сына Божія отъ Іоанна тоже во Іорданѣ, - съ явленіемъ всей Св. Троицы. Это крещеніе было чудомъ благости, премудрости, правды и снисхожденія Божія къ оскверненному во всей глубинѣ существа своего роду человѣческому. Оно было совершено для освященія водъ земныхъ и сокрушенія сатаны и всѣхъ бѣсовскихъ полчищъ, гнѣздившихся въ водахъ и ради таинственнаго порожденія водою и духомъ вѣрующихъ человѣковъ. Какъ говорилъ о томъ Самъ Іисусъ Христосъ: если кто не родится отъ воды и Духа, не можетъ войти въ царствіе Божіе: рожденное отъ плоти есть плоть (грѣхъ), а рожденное отъ Духа есть духъ (святость и правда) (Іоан. 3, 5-6).
                Это - третій родъ крещенія, котораго и мы удостоились въ младенчествѣ по вѣрѣ родителей и воспріемниковъ.

 Простой іудейскій народъ принялъ добровольно и съ вѣрой крещеніе отъ Іоанна въ прощеніе грѣховъ, а ученые, гордые и самомнительные книжники и фарисеи воспротивились Богу и не приняли крещенія, Богомъ даннаго для ихъ спасенія, въ чемъ публично обличалъ ихъ Спаситель предъ народомъ.
         Такъ какъ третій видъ крещенія совершается въ младенчествѣ нашемъ, то, конечно, почти всѣ христіане - крещеные, хотя бываютъ случаи, что иныхъ дѣтей не крестятъ иногда до десяти и больше лѣтъ по разнымъ причинамъ. Есть много и такихъ случаевъ что иные, гордые ученые въ родѣ нашихъ писателей, пришедши въ возрастъ и набравшись духа невѣрія и отрицанія всего священнаго и Божественнаго - отвергаютъ крещеніе и не признаютъ его нужнымъ ни для себя, ни для другихъ, какъ напр. Левъ Толстой и князь Крапоткинъ (живъ ли онъ - не знаю, но я видѣлся съ нимъ и говорилъ съ нимъ).  Судья имъ - Богъ!
             Они, и подобные имъ, отвергаютъ и Бога и все св. писаніе и всякое начальство; они-то и ихъ пособники-единомышленники насадили и развили въ Россіи безбожіе и анархію, чрезъ нихъ развилась вся безбожная, разнузданная печать, особенно еврейская, чрезъ нихъ совершается огульное развращеніе юношества. Взгляните глубже на причины всего этого - и увидите, отъ кого пошло все зло. Но разъ дано допущеніе ему сначала, оно усилилось, до чудовищности и исправить его невозможно или крайне трудно.
        Какую силу имѣетъ наше крещеніе относительно нашего спасенія? - Силу очищенія души и тѣла, освященія и возрожденія духовнаго. Если кто не родится отъ воды и Духа, не можеть войти въ Царствіе Божіе (Іоан. 3, 5), т. е. не крещенный человѣкъ не можетъ ничѣмъ и ни кѣмъ очиститься отъ прирожденной скверны грѣха и отъ произвольныхъ грѣховъ; никто не можетъ соединиться съ Богомъ, для общенія, съ Коимъ мы предназначены отъ вѣчности, никто не можетъ войти въ небесное отечество, - какъ только чрезъ крещеніе, чрезъ которое мы усыновляемся Богу и дѣлаемся чистыми отъ скверны грѣха. Истинно, истинно говорю вамъ: отнынѣ вы увидите небо отверстымъ и ангеловъ Божіихъ, восходящихъ и нисходящихъ къ Сыну Человѣческому (Іоан. 1, 51). Небо отверзается и жизнь вѣчная наслѣдуется людьми только чрезъ крещеніе. Некрещенный и невѣрующій во Христа человѣкъ уподобляется нечистому псу. Нельзя взять хлѣбъ у дѣтей и бросить псамъ (Матѳ. 15, 26), - сказалъ Господь хананеянкѣ язычницѣ.
        Но получившіе крещеніе христіане принимаютъ на себя обязательство чрезъ воспріемниковъ - умножать талантъ, ввѣренный имъ Богомъ чрезъ крещеніе, даръ святости и правды, дары вѣры, молитвы, покаянія, благодаренія Богу, любви, кротости, смиренія, повиновенія, терпѣнія, воздержанія. Они должны жить достойно христіанскаго званія, въ которое вступили, являть собою образецъ чистой святой жизни; должны отложить ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, и одѣться въ новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и святости истины (Ефес. 4, 22-24).
       Св. апостолъ Павелъ въ посланіи въ Римлянамъ такъ говоритъ всѣмъ намъ крещеннымъ: Оставаться ли намъ въ грѣхѣ (послѣ крещенія), чтобы умножилась благодать? Никакъ. Мы умерли для грѣха: какъ же намъ жить въ немъ? Неужели не знаете, что всѣ мы, крестившіеся во Христа Іисуса, въ смерть Его крестились (чрезъ троекратное погруженіе, а не обливаніе)? И такъ мы спогреблись съ Нимъ крещеніемъ въ смерть, дабы, какъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ славою Отца, такъ и намъ ходить въ обновленной жизни. Ибо если мы соединились съ Нимъ подобіемъ смерти Его; то должны быть соединены и подобіемъ воскресенія, зная то, что ветхій нашъ человѣкъ распятъ съ нимъ, чтобы упразднено было тѣло грѣховное, дабы намъ не быть уже рабами грѣху; ибо умершій освободился отъ грѣха. Если же мы умерли со Христомъ; то вѣруемъ, что и жить будемъ съ Нимъ, зная, что Христосъ, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ: смерть уже не имѣетъ надъ Нимъ власти. Ибо, что Онъ умеръ, то умеръ однажды для грѣха; а что живетъ, то живетъ для Бога. Такъ и вы почитайте себя мертвыми для грѣха, живыми же для Бога во Христѣ Іисусѣ, Гоподѣ нашемъ (Рим. 6, 1-11). Аминь.

Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ мѣстахъ служенія въ 1907-8 гг. - СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. - С 71-74.

Иоанн Кронштадский, богословие

Previous post Next post
Up