Оригинал взят у
varnava_mp в
Ублажим православныя цари... Сегодня - Радоница, день особого, пасхального поминовения усопших.
Хотя большинство людей не дождалось и уже с воскресенья активно повалило на кладбища. Кто помолиться, кто попить-поесть...
Но не в этом дело. Слава Богу, что ходим и не забываем своих усопших родных! А молиться за упокой, как это было в старину, - с Божьей помощью, со временем научимся...
Вместо банальных рассуждений и нравоучений хочу
пересказать историю, поведанную известным православным писателем архимандритом Рафаилом Карелиным, напрямую связанную с темой поминовения усопших. Более того, историю о том, кого и как поминать надо в первую очередь!
Во время моей молодости, одна пожилая женщина Зоя рассказывала мне о своем уже почившем духовном отце - схиигумене Рафаиле.
Во времена гонений на Церковь, он, как многие монахи, был изгнан из монастыря, прошел путь «мытарств» - ссылки и тюрьмы, и затем служил на приходе, не то в саратовской, не то самарской епархии. К нему ездило много людей, двери его дома были открыты для всех, и его келия превратилась в родительский дом для многочисленных духовных чад. Он находил слова утешения и назидания для каждого человека, по его нужде. Он с любовью принимал всех и случалось, что под большие праздники в собственной келии для него не оставалось места и он ночи напролет проводил в алтаре без сна в молитве.
Этот подвижник поведал Зое, что когда-то духовный отец заповедовал ему ежедневно поминать в молитве усопших царей и первоиерархов Руси - начиная с великих князей, до последнего убиенного царя, а также за предстоятелей церквей, начиная с крещения Руси до последнего патриарха. Он говорил, что их ежедневное молитвенное поминовение является исполнением долга перед ними, так как царский и первосвященнический крест - самые тяжелые из всех крестов, которые даются человеку, и что они получили особую благодать молиться за народ, больше, чем отцы за своих детей.
Старец говорил, что в его жизни были случаи, когда смерть казалось неизбежной, и тогда Господь являл над ним явные чудеса. Он говорил, что всегда чувствовал над собой духовный покров этих предстоятелей народа, среди которых многие были святой жизни.
Надо учесть, что в то время за поминовение царей, старец мог бы потерпеть наказание и репрессии, но он безбоязненно произносил их имена перед престолом. Эта духовная связь проявлялась в его жизни, как их постоянная помощь. Были случаи, когда в особо трудные времена они являлись ему во сне, утешая его, но об этом он предпочитал не рассказывать подробно.
Их ежедневное поминовение старец заповедовал своим чадам.