Nov 30, 2012 02:55
В последнее время на страницах «Православной энциклопедии» и ряда других изданий настойчиво утверждается гипотеза о переходе богослужения Русской Церкви со Студийского на Иерусалимский устав в рамках литургической реформы, которая якобы происходила при свт. Алексии (1354-1378) во второй половине XIV столетия. Инициатором реформы, по утверждению сторонников данной гипотезы (А. М. Пентковский, А.А. Турилов), являлся свт. Алексий, при участии которого в конце 60-х годов XIV в. была составлена первая русская редакция Иерусалимского Устава, предназначенная для Чудова монастыря в Москве. При этом в распоряжении свт. Алексия находилась группа переводчиков, связанных с Константинополем и переведших константинопольскую редакцию Иерусалимского Устава и соответствующий комплекс богослужебных книг. Однако авторы новоявленной гипотезы сочли нужным сделать оговорку, что списки этих переводов не получили в рукописной традиции XIV-XV вв. широкого распространения и были скоро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния» рубежа XIV - XV вв.
Вызывает недоумение, почему в таком случае забвению были преданы особые ктиторские редакции Иерусалимского Устава и Устава Литургии, связанные с именем свт. Алексия, местное почитание которого началось уже при вел. кн. Дмитрии Донском, а канонизация состоялась в 1448 г.?
Олег Ульянов,
Литургическое реформаторство