ШКОЛА ЧЕРВЯКОВ

Jul 17, 2009 00:53

    «И эта детская площадка
    тебя, поди, переживёт -
    ну, бегай, прыгай».

Как сорняк,
    сухим стволом перестоявший зиму,
    осень ли, весну,

стоит старик в такой же пыльной шубе,
    и тросточка его живая
    стучит во тьму советского асфальта.

Старик:

«Забыть значит начать быть», - писал Михаил.
    «Память это всего лишь душа», - говорил Андрей.
    Есть вещи повыше души, но пойди поищи,
    или подольше: планеты, собаки, хвощи.

Или покруче: культура и цивилиза...
    что в ней ни тронешь, всё тут же на помощь сполза...
    Бог есть любовь. Чем питается чёрт - непонятно:
    очень худой и про деньги поёт неприятно.

Долговечны развалины памяти, камни душевны.
    Голоса неслиянны, молчаний слова совершенны:
    сократи, что имел, вполовину, на четверть, на треть -
    кто себя пережил, разве лучше бы мог умереть?

Детский хор, молча:

Вот рапира, вот лыжная палка,
    вот тапир, вот охотник, двустволка -
    никого в этом мире не жалко
    кроме самого серого волка.
    Важно то, что он серый. Он самый!
    Дай дневник, возвращаешься с мамой.

Старик Юрий Владимирович:

Вот усик лета будто виноградный.
    Как узок лист его, пока он молод!
    Не лист, а почка. Не слова, а всхлипы,
    вернее, всхряпы.

Песочек тела тут же беловатый,
    репях, собачий хвост, сырок творожный,
    сближений волапюк далековатый,
    тропинок эсперанто осторожный.

Дворец кроватей и перегородок,
    где палец твой морщинист, как окурок;
    протуберанцы медленных растений,
    обид и счастьев школьные портфели.

Окружности костра или плевка.
    Две линии, жука и червяка.

Хор, отогреваясь:

Не жалей, не зевай. Поминутно
    смерть и свет для тебя происходят.
    Беспредметный урок потому что.
    Есть у чашки поверхность с исподу,
    а посмотришь вот так - глубока.
    Прекращаем валять дурака.

Старик Юрий Владимирович, босой:

И юношей умы во тьме,
    где звёзды смерти светят вам
    (я тоже юношей бывал,
    но это быстро забывал),
    и женщины кальмар тугой
    с холодноротою ногой -
    хранятся, вечные, при мне
    другим на зависть головам,
    и в хорде сладкий холодок.
    Но входит кто-нибудь другой

и говорит: «Спасибо, сня...», -
    нас, кто там был, не съев ни зги,
    но как бы взяв и прекратив,
    накрылась премия в квартал.
    Тю-тю двуногие глаза.
    Все чертежи смывает дождь.
    Теперь вокруг одни круги,
    а дальше больше ни аза.
    Где тайн был шкаф, там всё фигня,
    как жизнь, в которой нет меня.

А я сомнителен себе,
    хоть и со-мнителен тебе -
    и это при живом-то «всё»,
    которое почти вполне.
    Собаки лают в унисон,
    как пел Денисов-Эдисон,
    а эта девочка ещё -
    уже старушка в пермане...
    Её в пергаменте рука
    страшна, как сбои в ДНК.

Здоров ли чей здоровый сон?
    Хранятся вечные слова
    «пельмень», «сосиска» и «ать-два»,
    собака, кошка, партактив.
    Судьбы пятнистая нога
    ползёт в тумане четверга,
    и что-то нежно говорит
    её дружок полиартрит;
    консервы воют в унисон,
    стучит свиной презерватив.

Маяк карманного огня
    всё ярче, словно неродной.
    Храпит пробитый эполет,
    десяток новых разменяв.
    «Переучёт и перегной,
    полёт, мелеет и омлет,
    Нева-Венеция весной...»
    Пошевели теперь сама:
    по истеченьи жёстких лет
    приходит мягкая зима.

Хор, с потусторонне патриотическим душком:

Что с печалью глядишь, поколенье?
    Ляг, Алёнушка, как на войне.
    Отвратительны наши стремленья,
    только лень неприлична вдвойне.
    Шкура в дырочках, день догорел,
    за попытку стреляться - расстрел.

Сосед дядя Юрик, накачивая гитару:

Быть, чтобы казаться.
    Думать, чтобы забыть.

Не обижаться.
    На тёплое дуть, в ладоши не бить.

Медленно плыть по стечению обстоятельств,
    не отражаться ни в чём.
    Гладкой воды изнутри не касаться,
    топориком, кирпичом.

Я утюжок, и ты утюжок.
    Город Чугуев, чёрный флажок.
    Тонкая нота дня
    над темнотой, звеня.

Хор, почтительно:

Царь-царевич удилище правит,
    колокольчик на небе звенит:
    «Раздавайтесь, деревья и травы!» -
    запускает собачку в зенит.
    Шапка красная, вопли, штыки,
    пытки, прятки, лопаты, крючки.

Ю. В. ++++++в, плательщик по общей ставке:

Я мелкий мылкий идиот,
    разумный человек.
    Работаю на депозит,
    потом гляжу сблизи -
    не так уж мал, не столь уж мыт,
    не больно-то умён.
    С тобой и рядом не сидит
    такой, как я. Но вот

весёлый крепкий ангелок
    ду-душу поволок.
    Не попадает зуб на зуб?
    Раздуем уголёк.
    Не запретите вы мне, черти,
    мечтать о жизни после смерти.
    Я - граб! Я - краб! Я чебурек!
    А это кто выходит вон?

Хор, голодая:

Аккуратен, как ангелы мщенья,
    кто камыш истребляет в пруду
    на рассвете большого ученья
    в девятнадцатом дважды году?
    В поле девушка, в ней результат,
    и пора помолиться назад -

Сервант в костюме жены или сестры:

Красные рыбы и зелёные горошки,
    белые небосводы тарелок.
    Ложечки, ляжки, желудки, подвздошья,
    изображенья грибов и белок -

мир невелик? Но возьми большую
    с супом или борщом.
    Хлеб одесную, а соль ошую -
    знаешь, всё это о чём?

Из перебранок и перестрелок
    слышишь ножей и вилок
    стук? Белые горизонты тарелок,
    ноги пустых бутылок.

Хор, приподымаясь на всех:

Лапы. Гвоздь. Два кольца, три дорожки.
    Колосок - голосок молока.
    Кровь на травке ребёнка немножко,
    ненадёжное слово «пока».
    Вот звезда, вот корона, вот мяч.
    Солнце воздуха, мухи удач.

Лётчик-ополченец Св. Георгия, во тьме:

Что далеко - в сумерках будет ближе.
    Что хорошо - завтра не будет лучше.
    Выйди во двор весь в разметке чужих созвездий:
    как по странице бегают твёрдые мягкие знаки яти и фиты,
    видимые с той стороны, и не выглядывают обратно.
    Ночь полна, как колодец в правильном тёмном месте,
    и риторики костёр шипит до рассвета
    с той стороны, но не просится к нам на эту.

Что далеко - к полночи станет выше.
    Что хорошо - не исчезнет, а превратится
    в утренний холод. Впустишь чужую свою собаку,
    встанешь на крыше, потянешься - археоптериксов стая,
    каменным расправляясь будущим отпечатком,
    и полетишь навстречу точке, передавая приветы,
    всё, что возьмут, позволяя кляксам и опечаткам.

Хор, стремительно охлаждаясь:

Обезьяны лукавства и мощи,
    человечности мерные рты,
    это вилка и нож, если проще,
    а трилистник прожуйте, скоты.
    Патрик, пряник, ондатра, причал,
    Заратустра, ошеек, печаль.

Пораженец Ц., в долгий ящик:

Свободней птицы только овощ,
    вот он по веточке ползёт.
    Она летит, и бог ей в помощь,
    хоть птичник, хоть овощевод.

Теперь одна у нас дорога:
    по мановению ножа
    мы начинаем славить Бога,
    неутешительно визжа.

Полна природа кратких знаний,
    но вот порог, но вот порог -
    предел мечты и начинаний,
    простой, как валенок, итог:

бульон, компот, собака, сила,
    картонка, яблоко, могила.

Старик и мойры (пускает слюни, ткут):

Стыдно время тёплое терять,
    но стыдней об этом повторять -
    повторяя, вновь теряешь время.
    (Глупо же об этом говорить.)
    Как овца тыняешься, небрит.

Думаешь, мол, бремя - это рама?
    Рана - ты, и сквозь тебя - течёт
    (будто все - ничто, и нас нет дома).
    Идиот даёт себе отчёт,
    умный перешлёт его другому.

Что важней, корова или стог?
    Запад утром смотрит на восток,
    а восток на запад. Вечереет,
    и руки горячая рука
    как реки прохладная река

(это кто киркой, как криком, бреет?
    выторг - окончательный восторг)
    из груди, но лето не умеет
    задушить зимы острожный стон:
    потемней, печальней, поскорее...

Им кружить, как бабочке в колодце
    (ловля неболикая внахлёст),
    косточками умысла колоться,
    доставать до самых влажных звёзд.
    Что растает, то и остаётся.

Эпилог. ВЗРЫВ СВЕРХНОВОЙ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ КВАРТИРЕ

Помнишь, Паша, тот вечер, когда я вешала в коридоре лампу?
    Да, Саша, я́, - твоя душа.
    Времени, чтобы жить, как всегда было мало.
    Лампа была беззастенчиво хороша.

И когда мы с тобой стояли на табуретке,
    когда в дверь непонятно глядела наша жена:
    как Лисичка в Кораллах или крыса сквозь ветки, -
    я была для тебя, вот скажи, хоть на миг неважна?

Да какое там миг! И когда засияло, как Бог,
    ваше Солнце, и все побежали, кто мог,
    прочь из этого коридора,
    я подумала: «Всякий пересекаемый нами порог -
    не прекращение Разговора,

а его продолжение». Или наоборот?
    (А жена уже забегала за поворот.)

По делам. Поделом. Я тогда потерялась на миг:
    без меня как-нибудь догоняй свою нимфу-пастушку, -
    всё равно всё построено здесь из неправильных книг.
    И пора на просушку.

Хор:

Свет Свет Свет Свет
    нет нет нет нет
    Свят Свет Свят Свет
    Свет
    свет
    свет
    свет
    и т. д.

стихи и приближения

Previous post Next post
Up