ЖЖ едет в Берлин, и соответсвующий митап будет в ко-воркинге в самом центре, возле места, где был знаменитый пропускной пункт Чарли между американской и советской оккупационными зонами:
Checkpoint Charlie сейчас - снимок из wikipedia.org
Участники митапа из Москвы предложили встретиться до начала, и попросили предложить известный ориентир поблизости к ко-воркингу. С одной стороны, Чарли все знают, и даже ближайшая станция подземки так и называется. С другой стороны, туристическая ловушка - туристов всегда в разы больше, чем местных. Задумался, а какие еще ориентиры рядом есть? И вспомнил стрит-арт рядом, мимо которого часто ходил - выдающийся во многих смыслах, поэтому наверное должен быть известным ориентиром:
Снимок из de.wikipedia.org
Всегда интересно узнать побольше про историю Берлина, поэтому стал читать статьи про то, откуда что растет - узнал замечательную историю многолетнего, с 60-х годов прошлого века идеологического соперничества одного из главных немецких изданий левого толка, Tageszeitung, или Taz, с опять же главным немецким таблоидом Bild, принадлежащему огромной издательской корпорации Axel Springer. Здания их находятся рядом, все там же у пропускного пункта Чарли, с западной стороны. С начала нулевых, главный редактор Билд Кай Дикманн (Kai Diekmann) стал любимым адресатом сатирических произведений Тац - одно из них даже стало предметом судебного разбирательства о защите чести и достоинства. Суд был про фельетон Тац, сюжетом которого была придуманная операция по увеличению мужского достоинства Дикманна, которая пошла как-то не так - с катастрофическими для достоинства результатами. Дикманн суд проиграл, что дополнительно повысило его «популярность» как объекта фельетонов. Интенсивность веселья все росла, и, наконец, в 2009г. скульптор Петер Ленк произвел композицию «Мир с вами» с узнаваемым Дикманном в качестве главного героя, которую редакция Таца с удовольствием разрешила приделать к фасаду своего здания - соль шутки заключалась в том, что окна офиса Дикманна в здании Аксель Шпрингера выходят как раз на этот фасад, буквально через дорогу.
Хорошо смеется известно кто. Дикманн завел блог, в котором стал высмеивать отсутствие чувства вкуса у коллег по перу через дорогу. Естественно, шутникам на тему мужского достоинства Дикманна тоже пришлось замолчать - в самом центре Берлина теперь висело наглядное признание полного превосходства (по этому параметру) Дикманна над всем остальным человечеством, вывешенное не кем иными, как его заклятыми идеологическими противниками. Более того, в самом здании Таца зрело недовольство - женская часть коллектива редакции была не в восторге от ежедневной необходимости ходить под наглядной демонстрацией мужского шовинизма и споров «у кого больше». Да и с точки зрения простых пешеходов, идеологический смысл композиции понять было непросто - за правильную смысловую нагрузку отвечает маленький заклинатель змей в самом верху, а его с улицы плохо видно. Без заклинателя все сводится к тому, что некто в очках буквальным образом положил на здание Тац и его обитателей. В общем, в левацком Берлине общественное мнение развернулось и стало за Дикманна - конфуз полный.
Коллектив Таца собрался на экстренное совещание, которое продлилось много часов - безрезультатно. Капитуляция перед буржуазной желтой прессой в форме демонтажа актуального произведения искусства серьезному обсуждению не подлежала, а никах других вариантов не придумалось. Так композиция и висит до сих пор - скромно, без туристов с селфи.
Литературных или кинематографических шедевров произведение Петера Ленка не вызвали, поэтому последуем за туристами к Чарли, остаткам берлинской стены, и воспоминаниям про холодную войну. Если соберетесь в Берлин, то для создания правильного настроения почитать можно:
Шпион, пришедший с холода - классика шпионского жанра, действие которой начинается и заканчивается у берлинской стены.
Скажи изюм - более легкое произведение, от классика советской / русской-иммигрантской / российской литературы Василия Аксенова. Никого у стены не убивают, к счастью, но фотограф Огородников, главный герой произведения, несколько раз пересекает Чарли - его сравнительный анализ формы советских и американских солдат вызывает живой резонанс у любого, кто еще помнит военные сборы.
Посмотреть можно
Шпионский мост - превосходный фильм Стивена Спилберга с Томом Хэнксом в главной роли. Сюжет в основном про обмен американского летчика Пауерса, сбитого над Советским Союзом, на советского агента Абеля (отличная роль английского актера сэра Марка Райланса), но берлинская стена (ее самое начало) тоже очень заметно засветилась. В написании сценария участвовали братья Коены, для голливудского блокбастера на удивление немного клюквы и очень уважительное изображение восточных участников холодной войны.