Jan 02, 2012 14:48
Тема образования сегодня очень волнует многих. Редакция журнала VIP-Лига выбрала несколько (чаще задаваемых) вопросов родителей и предложила ответить на них автора нашумевшей статьи «Здоровье или школа: что важнее для первоклассника» в журнале «Особый формат», специалиста по детскому и подростковому здоровью, доктора медицинских наук, профессора Игоря Кривопалова-Москвина.
1. Что такое хорошая школа в вашем понимании?
В настоящее время (к сожалению) - это только контингент школы. Очень важно, кто окружает, какие у детей родители, какие учителя. Сегодня уровень подготовки вторичен и непринципиален. Та система образования, которая была - разрушена, та, что есть - не состоятельна. Поэтому главное - хотя бы сохранить нравственно-этическую составляющую. Мои старшие дети учились в Школе искусств №10 и младшая дочка сейчас тут - для меня это школа номер один, в том числе по этому критерию!
2. Должны ли детей готовить к школе в специально созданных организациях по типу «Автограф»?
К сожалению, все чаще приходится слышать, что, оказывается, дети должны быть подготовлены к школе, уметь писать, читать… Родителей, в полном смысле, вынуждают бегать по специально созданным организациям по типу «Автографа», для этого отпрашиваться с работы, оплачивать эту «подготовку». Такого не должно быть, а если уж прям так надо, то вводите это в программу дошкольных учреждений, куда дети ходят, ну и уж, конечно, бесплатно. Но к окончанию первого класса ребенок будет все равно на том же уровне, что и без предварительной подготовки, и не надо рано отнимать у него детство, загружая ненужным (впереди ещё 11 лет - это более, чем достаточно).
3. Что, на ваш взгляд, влияет больше на становление ребёнка в настоящее время - семья, школа… или что ещё?
Все происходит ступенчато. На ребенка, прежде всего, влияет общество, которое окружает его большую часть времени; на общество, в первую очередь, влияет сегодня телевидение; само телевидение в руках бизнеса, для которого главное - прибыль, а не нравственные принципы. В результате, ребенок видит и слышит то, что лучше бы никогда не знал, привыкает и постепенно становится таким же. От школы должно зависеть многое, от родителей - тем более. Но в настоящее время они становятся все более бессильны, а некоторые вообще приняли новый образ жизни и согласились с ним, а значит, приучают к нему и ребенка.
4. Как оценивается в целом уровень образования в России на уровне других стран?
Я много бываю за границей, выступаю, слушаю и вынужден констатировать, что уровень образования в России уверенно движется вниз. Наши образовательные документы не имеют никакой силы и признания. Хочешь работать в других странах - учись заново.
5. Имеет ли отношение школа к тому, что речь стала в последние годы практически на уровне блатного жаргона?
Имеет. В школах можно слышать разное и от учеников, и, к сожалению, иногда от учителей. За последние годы появился ряд слов и выражений приближенный к ненормативной лексике и тюремному жаргону, который навязывается и для многих становится нормой. Если бы учителя выражали протест (в разных формах) и доносили до учеников, что подобная форма выражения используется при ограниченном запасе слов и отсутствии интеллекта, то помогли бы многим устоять в рамках приличия.
7. С чем связано то, что интеллигентность все более исчезает из нашей жизни?
Умные и интеллигентные люди в нашей стране становятся все менее востребованы, их сменяют дурашливые и недалекие, необразованные и нахальные. Интеллигенты часто не бойцы по своей сути и сегодня они сдаются, хотя внутренне очень переживают.
8. Существует распространённое мнение, что молодёжь деградирует. Согласны ли Вы, и если да, то почему на Ваш взгляд?
Какое тут может быть мнение, выйдешь на улицу, особенно во второй половине дня, и попадаешь в окружение тупости (взгляд, речь, поступки). Одинаковые прически (или их отсутствие), одинаковые одежды - на лицо стадный инстинкт. Отсюда и массовое курение, поголовное употребление пива, а это психоактивные вещества, которые не могут не сказываться на поведенческих реакциях. Для некоторых школа и учеба в Вузе постепенно становятся просто местом встречи.
11. Почему достаточно часто те, кто не был отличником, в жизни становятся более предприимчивыми и добиваются большего, и наоборот?
Это действительно так. Одна из главных причин - существующая система образования. Она не выявляет таланты, способности (чаще наоборот). И когда молодые люди освобождаются от неинтересного процесса обучения, они пытаются себя найти и реализовать, и часто «не очень способные» превосходят бывших успешных учеников. Они менее категоричны и более способны к импровизации и предприимчивости.
14. Ваше мнение по поводу телесериалов «Школа» и фильма «Все умрут, а Я останусь». Надо ли это показывать, и если да, какой аудитории? Почему сейчас приходится видеть только такие фильмы про школу, на ваш взгляд?
Такие фильмы снимают люди с нарушенной психикой, а снимаются в них те, кому это нравится. Но, к сожалению, увидеть подобную грязь, которую и не приходилось видеть в жизни, приходится многим. Я слышал о коллективных просмотрах классами этих фильмов по инициативе классного руководителя (это точно уже мой пациент и он в некотором роде представляет определенную опасность для своих учеников). Подобные фильмы - это еще одно подтверждение уничтожения нравственных устоев. В подростковом возрасте все быстро впитывается и становится подражаемым, и вот подобные «шедевры» окажут более сильное воздействие, чем родители и школа.
15. Накануне выборов в школах активно встречались представители образования вроде как по разным темам, но все сводилось к одному: голосуйте за такую-то партию, иначе денег для школы не будет, а значит, крыши будут течь, в спортзале не будет отопления и т.д., и т.п. Как Вы оцениваете данную ситуацию?
За последние годы к чему нас только не приучили, в том числе и к принудительному голосованию. Конечно, родители хотят, чтобы их ребенок учился в отремонтированной и современной школе. Все это понимают, и начинается - шантаж. Я бы в таких случаях специально бы не голосовал за них.
16. Чтобы вы изменили в сегодняшней школе.
- Я бы изменил программу вообще (хотя бы вернул на уровень конца восьмидесятых), акцентируя внимания на простоту восприятия даваемого материала и окружающего мира (чтобы откладывалось главное).
- Предложил бы оценивать учителя тоже (родителями) в конце каждой четверти. Это заставит некоторых учителей изменить отношение к ребенку, особенно в начальных классах, что положительно повлияет на их взаимоотношения и дальнейшее становление.
- Отменил предварительную подготовку в школу.
17. Учащиеся младших классов носят невообразимо много учебников и разного «необходимого». Вес получается очень большой и, особенно девочкам, очень тяжело - это так надо?
Конечно, нет. Школа должна думать о ребенке. Зачем в младших классах громадные портфели набитые учебниками. Вам ответят: такая программа.
Плохая программа, которая не согласуется со здоровьем и внутренним состоянием, которая перегружает ненужным и не дает главного. Учебники составляют люди, не умеющие выражать свою мысль коротко и ясно. Чтобы понять, что они написали, даже взрослому человеку надо перечитать несколько раз «набор слов», а мы заставляем это делать семилетних детей, у которых мозг пока не способен воспринимать подобное, не выдерживает ни содержания, ни нагрузок, что постепенно отрицательно сказывается на психике ребенка. Способные становятся неспособными, талантливые - бездарными, желания учиться - все меньше.