У нас отнимают право на личную и семейную тайну

Apr 22, 2008 20:52


11 АПРЕЛЯ, 18:54 // Евгений Новиков


// ИТАР-ТАССЗа день до дня выборов президента мне на мобильный пришло напоминание: не забудьте придти на выборы. Странно, подумал я, почему они сразу не сообщили, за кого мне нужно голосовать. А ведь могли. Вот что значит деликатность и интеллигентность.

Хотя адреса не указали, пришлось самому искать, как добираться.

Но уже на следующий день я получил конкретное сообщение:

«Срочно позвони мне на этот номер. Я не дозваниваюсь. Если заблокировано, кинь пожалуйста 60 руб и сразу перезвони. У меня проблема. А то последний СМС.»

Из сообщения нельзя было понять, мужчина или женщина вопиет о помощи. Но явно близкий человек. Он обращался ко мне на «ты».

Конечно, я позвонил, и, конечно, номер был заблокирован. И я подумал: как благородно, что попросили у меня всего-то 60 руб. А что им мешало попросить 300?

Некоторые из моих знакомых женщин, когда я рассказывал им эту историю, решительно отвечали, что они бы точно положили все, что попросят, куда попросят.

Потому что у них есть взрослые дети, и мало ли что… Ну, а у меня просто не было никогда никого, кто мог бы послать такую SMS. Но сомнение осталось…

Моей 82-летней матери, у которой никогда не было компьютера, регулярно по телефону предлагают установить высокоскоростной интернет.

И она каждый раз консультируется у меня, соглашаться ли ей и как она будет им пользоваться. Через телевизор? Или трехпрограммный громкоговоритель «Маяк»?

Я уже привык к тому, что моя телефонная сеть информирует меня SMS о своих новых услугах, в том числе «разговорах для взрослых». И легко могу представить, что будет, если на такое предложение поведется чья-то 12-летняя дочь или сын.

Как-то телефонный звонок вырвал меня из туалета несколько раньше времени. Звонили с вопросом, кто в семье в настоящее время смотрит телевизор.

Легко представить, что такой же вопрос они могут задать человеку, который только что пришел с 12-часовой смены и лег отдохнуть. Или тяжелобольному, у которого телефон - единственная связь с внешним миром. Или скорбящей вдове, в квартире которой гроб еще стоит - и как раз в гостиной, перед телевизором.

Конечно, это ерунда по сравнению с бродящими по сети базами данных, где о тебе можно узнать все, от года рождения до цвета шнурков на туфлях твоего дедушки, когда его отпевали.

По сравнению с микрочипами, в которых скоро будет записана вообще вся твоя родословная до седьмого колена. Со всеми болезнями, адюльтерами и случайно проскользнувшими мыслями о властях. Даже то, чего никогда не было, но могло быть.

Но уже сегодня сотовые операторы предлагают новую услугу - определение местонахождения абонента. Пока это предлагается делать добровольно, а завтра, напоминая о выборах, предупредят, что все ваши пути и тропы сегодня отслеживаются со спутника, и вам не удастся незаметно для общества манкировать своей гражданской обязанностью.

А послезавтра вам никто не будет звонить с вопросами, пока вы сидите в туалете, но подождут, когда вы спустите воду и направитесь в нужную сторону. Так будет проявляться их интеллигентность и деликатность.

В ответ на нашу деликатность сегодня, когда мы с легкостью позволяем - без намека на приглашение! - входить в наш дом и в любое время суток задавать практически любые вопросы. А некоторые - даже отвечают.

«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…», - записано в Конституции РФ.

Но в телефонных и прочих компаниях конституция не входит в круг обязательного чтения, а мы никому о ней не напоминаем.
Previous post Next post
Up