Мой дед вместе с семьей в 1937 году волею судеб оказался на Дальнем Востоке, а точнее в Хабаровске. Оказался он там, как и многие в те времена, не по своей воле. По рассказам дело было так:
Дед был председателем сельсовета в деревне и как то раз в два часа ночи к нему приехал его друг, служивший в районном отделе НКВД какой-то мелкой сошкой. Он приехал не просто в гости, а с предупреждением. Сказав, что на деда пришла анонимка и максимум что он может сделать, это притормозить ее ход максимум на сутки. Напомню, что дело было в два ночи. В 8-мь утра дед был уже в райцентре, где завербовался на Дальний Восток, а 8-мь вечера вся семья тряслась в поезде Москва - Владивосток. Я очень любил слушать воспоминания отца, тетки о жизни в Хабаровске, как они говорили, в вынужденных бегах. По роду своей работы дед часто ездил в Биробиджан и в помощь брал с собой моего отца. Наиболее яркое, с моей точки зрения, было воспоминание об эвакопоездах в начале войны, осенью 1941 года. Именно осенью 1941 года резко увеличилось кол-во евреев в Биробиджане и отец лично видел, как на станцию прибывали целые эшелоны с эвакуированными евреями, причем они приезжали не пустые, а вместе с домашним скарбом. Некоторые умудрялись захватить с собой даже пианино. Спросите, почему эти рассказы вызвали такое впечатление? Все очень просто, мой дед, мой отец всю свою сознательную жизнь работали бок о бок с евреями и я имел «удовольствие» слышать об их «положительных» чертах характера. Отмечу сразу, что не все вереи, по словам отца были такими, среди них встречались честные, исключительно порядочные люди, но таких было меньшинство. В правоте такой оценки я сам неоднократно убеждался, работая в конструкторском бюро в котором было достаточно много евреев.
Уже в зрелом возрасте я пытался найти документальное подтверждение этим рассказам, но архивы в то время были недоступны, а в открытой печати о евреях вообще ничего не печаталось, а если и печаталось, то оно напоминало выдержки из научно фантастического рассказа. В общем СМИ придерживались неписанного правила «О евреях либо хорошо, либо ничего».
Одним из факторов, обеспечивших победу советского народа в Великой Отечественной войне, стала эвакуация, позволившая спасти жизни миллионов людей и пополнившая рабочей силой и производственными мощностями экономику советского тыла. По данным Центрального справочного бюро, действовавшего при Совете по эвакуации, предварительным результатам переписи эваконаселения и другим источникам, из угрожаемой зоны к декабрю 1941 года удалось переместить в тыловые районы различными видами транспорта примерно 17 млн. человек [1], что в многонациональной стране не могло не сказаться на отношениях между представителями различных народов.
Однако изменения в этих взаимоотношениях оказались вне поля зрения отечественных историков, основное внимание сосредоточивших на анализе эвакуационного механизма, количественных и качественных результатах перевода в тыл огромного числа людей [2]. Историки, специально занимавшиеся проблемами национальных отношений в СССР, вообще не затрагивали их в связи с эвакуацией. В фундаментальном труде "История национально-государственного строительства в СССР 1917-1978 гг." этой теме уделено всего несколько абзацев и оценен главный результат перемещения населения в период Отечественной войны: еще большее сближение народов СССР [3]. В 1970-е гг. вышел ряд монографических и диссертационных исследований о трудовой и общественной деятельности эвакуированных различных национальностей в годы войны в советском тылу [4]. Они выдержаны в мажорных тонах. И.С. Гурвич обратил внимание на взаимовлияние коренного и эвакуированного населения [5].
В 1990-е гг. появились публикации зеркально-противоположного характера, отразившие "преступную национальную политику сталинского руководства в годы Великой Отечественной войны" [6]. Причем даже в таком крупном сборнике, как "Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений", вышедшем в конце 1990-х гг., рассматриваемый период представлен лишь материалом о депортациях народов СССР [7].
Некоторые работы, освещающие различные аспекты межнациональных отношений в СССР в 1941-1945 гг. и искажающие истинную картину событий, изданы за рубежом. Так, в 1966 г. в Нью-Йорке вышла книга С. Шварца "Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны", повествующая о том, что якобы в СССР ничего не было сделано для своевременной эвакуации и спасения евреев от фашистов. Эта идея получила дальнейшее развитие в коллективной монографии "Черная книга коммунизма", авторы которой говорят о "размахе антисемитизма в народной среде" в советском тылу в годы Великой Отечественной войны [8]. Сотрудник Иерусалимского университета С. Швейбиш приходит к выводу, что многие евреи не эвакуировались по не зависящим от них причинам, и в этом во многом был виновен сталинский режим [9].
Следует отметить, что в отечественных исследованиях последних лет тема евреи в СССР в годы Великой Отечественной войны разрабатывается очень активно, но в основном не профессиональными историками, а публицистами - представителями еврейской диаспоры [10]. В научном плане проблема затронута в кандидатской диссертации Т.В. Прощенок, написанной на архивных материалах Уральского региона. К сожалению, в работе, охватывающей двухвековой период, времени Великой Отечественной войны уделено немного места [11].
Из историков вопросами еврейства в период Великой отечественной войны занимался Геннадий Васильевич Костырченко. К сожалению, в его биографии отсутствуют данные о его национальности. Но если учесть, что за книгу «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» Федерация еврейских общин России наградила Костырченко премией и званием «Человек года - 5762» («За лучшее исследование в области новейшей еврейской истории») то можно уверенно сказать к какой национальности принадлежит этот изТОРЫк и что его исследования носят предвзятый характер.
В открытой печати впервые я нашел подтверждение рассказам отца в книге А.Дикого «Евреи в России и в СССР Исторический очерк» (Издание 2-е (первое в России), Новосибирск, «Благовест» - 1994) . В частности он пишет:
«Марк Вишняк, один из инициаторов создания центрального органа для борьбы с антисемитизмом (на собрании еврейских федераций в Кливленде, в 1943 г.) в 1944 году в сборнике «Еврейский Мир» на странице 98 пишет следующее:
«О СССР и убеждённейшие его противники не скажут, что там культивируется антисемитизм»...
Марк Вишняк - бывший Секретарь Всероссийского Учредительного Собрания и долголетний редактор толстого эмигрантского журнала на русском языке - человек весьма осведомлённый.
В другом же месте, в том же «Еврейском Мире» мы читаем признание, что
«советское правительство, для спасения евреев, предоставляло нужный транспорт, даже в ущерб делу ведения войны»…..
Согласно заявлению советского еврейского писателя Бергельсона, из районов, попавших под власть немцев, 80% проживавших там евреев были эвакуированы…..
Евгений М. Кулишер в бюллетене «Хайаса» в 1946 году пишет:
«Не вызывает сомнений, что советские власти принимали специальные меры для эвакуации еврейского населения или для облегчения его стихийного бегства. Наряду с государственным персоналом и промышленными рабочими и служащими, всем евреям отдавалось преимущество при эвакуации... Советские власти предоставили тысячи поездов специально для эвакуации евреев, сознавая, что они являются наиболее угрожаемой частью населения».
Позже, в своей большой работе о миграциях еврейского населения, изданной в 1948 году Колумбийским Университетам, Кулишер пишет:
«Из городских центров были вывезены фабрики, вместе с обученными и другими рабочими. Кроме того, были эвакуированы государственные служащие и широкие массы евреев, чтобы спасти их от немецких жестокостей»……
Моше Каганович, бывший партизан, выпустил две книги воспоминаний (одну - в 1948 году в Италии, вторую - в 1956 году в Аргентине), в которых категорически утверждает, что, по предписанию властей, для эвакуации евреев предоставлялись все имеющиеся транспортные средства, а также, что было приказано евреев эвакуировать в первую очередь.»
Краткая биографическая справка:
Андрей Иванович Дикий (настоящая фамилия Занкевич;
3 сентября 1893, с. Гайворон (Черниговская область), Российская империя - 4 апреля 1977, Нью-Йорк, США) - русский писатель, политический деятель и журналист.
Андрей Занкевич родился в дворянской семье в родовом имении, которое находилось в селе Гайворон (Черниговская область) Конотопского уезда Черниговской губернии. Отец его, Иван Занкевич, был предводителем дворянства Конотопского уезда. Мать - Зинаида Николаевна, в девичестве Кандыба.
После Октябрьской революции уехал в эмиграцию, некоторое время жил в Югославии, являлся активным деятелем антисоветского сообщества, членом Совета НТС. Позднее обосновался в США, где публиковал статьи в газетах и журналах, а также занимался исследованиями по еврейскому и украинскому вопросам. Был сотрудником Толстовского фонда. В 1960 году вышел первый том его книги «Неизвращённая история Украины-Руси», в которой были подробно рассмотрены вопросы украинской истории с XVI века до Второй мировой войны.
Умер 4 апреля 1977 года в Толстовском Фонде en:Tolstoy Foundation. Похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевский монастырь в Нанует, Нью-Йорк.
Но исследования А.Дикого не являются единственными.
В начале 80-х годов Стюарт Каган, племянник Лазаря Кагановича, заинтересованный личностью своего знаменитого дядюшки, посетил Советский Союз и беседовал с Лазарем Кагановичем в его квартире на Фрунзенской набережной. Результатом этих бесед и является книга «Кремлевский волк» ( издана в России изд. Прогресс; М.; 1991). Полное название книги на английском языке «The Wolf of the Kremlin: The First Biography of L.M. Kaganovich, the Soviet Union's Architect of Fear».
Сюарт Каган. (Stuart Kagan) - племянник Лазаря Кагановича. Его семья перед революцией уехала в Америку, и на этом, их дороги с семьёй Лазаря Кагановича разошлись.
По сути, содержание этой книги, это рассказ Лазаря Когановича о своей жизни, начиная с дореволюционных времен, его пути в революцию, рассказ о внутрипартийной борьбе и победе Сталина в этой борьбе, причинах убийства Сталина.
Все, кто хотя бы немного знаком с историей первых дней, недель Великой отечественной войны, знают о той организационной неразберихе, которая творилась в эти недели и дни. Причем неразбериха была не только в гражданском секторе, но и в армии. По сути вся вертикаль власти была парализована. Всю вину за творившийся бардак изТОРИки возложили на Сталина. Но слабость такой позиции очевидна. Сталин был не в состоянии единолично управлять такой огромной страной как СССР. По сути вся дезорганизация властной вертикали происходила на всех уровнях и об этом прямо пишет Стюарт Каган в своей книге:
«Всё, что советское еврейское руководство делало в первые дни и недели войны - оно эвакуировало евреев из европейской территории и свои семьи. Всё остальное их не интересовало. ……
Вместо организации обороны еврейское руководство СССР в открытую перестало даже формально подчиняться Сталину и лихорадочно занималось эвакуацией своих родственников и вообще евреев из западной части СССР, где исторически проживали миллионы евреев. Они не успокоились, пока не переселили всех евреев……
Евреи эвакуировались организованным транспортом, с продовольствием и со всеми личными ценностями, а все остальные бежали сами собой, только с тем, что могли унести в своих руках» / «Кремлевский волк». Гл.5/
Мне скажут, что это художественное произведение, вымысел, но тогда как объяснить, что по многим фактам эта книга полностью соответствует опубликованным воспоминаниям бывшего секретаря Сталина (с 1923 по 1928 гг.) Бориса Бажанова. Да и смысла наговаривать на своего дядю у него не было. И то, что 24 июня 1941 года был образован Совет по эвакуации во главе с министром путей сообщения Кагановичем, говорит само за себя.
Ну а кол-во евреев в руководящих структурах страны можно посмотреть в книге А.Дикого «Евреи в России и в СССР» а также, например, на сайте
http://www.usfamily.net/web/joseph/evr_v_vel_otech_voyne.htmОстается выяснить количественный состав эвакуированных евреев. И вот здесь начинаются фокусы.
М.Н. Потёмкина приводит в своём исследовании сведения из статьи С. Швейбиша «Эвакуация и советские евреи в годы Катастрофы». (Вестник Еврейского университета в Москве). Она отмечает, что именно в этой работе впервые приводятся цифры о количестве эвакуированных евреев. Вот эти данные. К началу войны в СССР проживало (без учёта беженцев из оккупированной нацистами части Польши и Румынии) 4 миллиона 855 тысяч евреев, в том числе 4 миллиона 95 тысяч на территории, которая в ходе войны была оккупирована фашистами. Из них в советский тыл были эвакуированы 1.200 - 1.400 тыс. евреев. По данным ЦСУ СССР из учтённого по спискам на 15 сентября 1941 г. эваконаселения (кроме детей из эвакуированных детских учреждений) доля евреев была почти 25%. Они шли на втором месте после составляющих основную часть русских рабочих на заводах - почти 53%.
С. Швейбиц, как и его соотечественники исТОРЫки лукавит, не приводя общей численности эвакуированных, а говорить о процентном соотношении можно только при наличии базы, относительно которой этот процент определяется. Вообще я даже перестал удивляться тому, как еврейские историки вроде бы в серьезных публикациях наворачивают одну ложь на другую. Особенно это видно по списку использованной литературы. Но даже эти данные позволяют судить о масштабах эвакуации евреев.
Обратимся к другим документам. По данным Совета по делам эвакуации на начало декабря 1941 г., евреи составляли уже 26,9% от всех эвакуированных. При этом общая численность эвакуированного населения составляла 17 млн. человек. [13]
Элементарный расчет показывает, что 26,9% от 17 млн. составляют 4 млн. 573 тыс. человек. Т.е. эвакуировано было около 95% евреев, что полностью подтверждает книгу Кагана Стюарта, в которой говорится «Они не успокоились, пока не переселили всех евреев..»
Я больше склонен доверять последней цифре, а не исследованиям изТОРЫка. Ну а если учитывать общую цифру проживавших на территории евреев перед началом войны, то по разным оценкам она составляет чуть больше 5 млн. человек. Причем согласно еврейским источникам на фронтах Великой отечественной войны воевало около 500 тыс евреев.
Приведу ряд цифр с моей точки зрения достаточно показательных.
Число погибших военнослужащих:
Русских - 5 млн 756 тыс чел
Евреев - 142 500 чел.
Но они мало что показывают без знания национального состава Красной армии в период ВОВ. А эти данные собираются рассекретить только в 2014 году, в чем я лично очень сомневаюсь. Но попробуем подойти к этому вопросу с другой стороны.
Возьмем отношение в % от общего числа погибших к численности населения соответствующей национальности на начало войны.
Кол - во русских по переписи 1939 года составляло 99 591 520 чел, а если учесть демографический фактор роста населения, то на начало войны численность русских составила 102 991 720 чел.
В таблице приведены данные по национальному составу потерь в ВОВ.
№№ Национальность Численность в СССР Число погибших военнослужащих % погибших
на 1941г. (% от общего числа военнослужащих
погибших военнослужащих) от общей
численности данной национальности
1 Русских 102.991.720 5.756.000 (66,40%) 5,78%
2 Украинцев 31.250.000 1.377.400 (15,89%) 4,90%
3 Белоруссов 6.305.200 252.900 (2,92%) 4,79%
4 Евреев 5.028.538 142.000 (1,64%) 2,82%
Примечание: Данные по численности в СССР на 1941 год получены путем коррекции численности переписи 1939 года с учетом присоединения западных территорий в 1939 -1940 гг, а также расчетного значения естественного прироста населения.
Анализ данных таблицы дает очень интересные результаты. Если в процентном отношении кол-во погибших украинцев, белорусов и русских практически не отличаются, то в два раза меньшие потери у евреев объяснить можно тремя факторами:
1-й основная масса евреев действующей армии не принимала участия в боях, а находилась в подразделениях обеспечения
2-й (самый невероятный) евреи воевали значительно лучше чем русские, украинцы и белорусы.
3-й основная масса евреев «косила» от призыва в действующую армию.
Последний фактор подтверждается целым рядом источников.
Так, например, в Молотовской (ныне Пермской) и Свердловской областях в результате эвакуации еврейское население выросло в 8 раз [14] и это на фоне массовой мобилизации военнообязанных.
Легенда «о ташкентском фронте»
Суть легенды состояла в том, что пока все народы СССР, и в первую очередь, русские, воевали с фашистами, евреи отсиживались в тылу, занимали все «теплые местечки». Утверждалось, что евреи спаслись только благодаря русским и потому, во-первых, должны быть им вовек благодарны, а во-вторых, русских (т. е., в первую очередь, русских националистов) нельзя поэтому называть «антисемитами» и «фашистами» (т. е. однозначно «плохими людьми» в понимании среднего советского человека).
Но есть и признание Аллы Гербер, президента фонда «Холокост» "Иудаизм как религия выжила исключительно благодаря советским солдатам. ". Я конечно благодарен г-же Гербер за отдание благодарности Советским солдатам, но правильнее было бы дополние к ее высказыванию «а так же еврейскому руководству СССР».
Легенда о «ташкентском фронте» была распространена в СССР очень широко и далеко не только в среде партийно-государственного аппарата. Вероятнее всего, она возникла не в аппарате власти, хотя та со своей стороны очень много сделала для ее дальнейшего формирования...
Широкое распространение антисемитских настроений в тылу и через новые пополнения и излечившихся солдат в действующей армии привело к образованию устойчивой и по сей день у старшего поколения легенды о «ташкентском фронте».» [15].
Писатель А. Степанов, автор известного романа «Порт-Артур», в одном из писем в мае 1943-го главному редактору газеты «Красная звезда» Д. Ортенбергу писал:
«Демобилизованные из армии раненые являются главными его распространителями. Они [ведут настоящую погромную агитацию], открыто говорят, что евреи уклоняются от войны, сидят по тылам на тепленьких местечках. Я был свидетелем, как евреев выгоняли из очередей, избивали даже женщин те же безногие калеки. Раненые в отпусках часто возглавляют такие хулиганские выходки. Со стороны милиции по отношению к таким проступкам проявляется преступная мягкость, граничащая с прямым попустительством».
Но глядя на мои выкладки, любой человек интересующийся демографическими показателями скажет, что послевоенная численность еврейского населения составляла около 2,2 млн человек.
В таблице приведены результаты двух переписей населения СССР по 4 национальностям.
Национальность Численность населения, тыс. чел. 1926 г. 1959 г. Прирост %
Все население 147 027,9 208 826,7 42
Русские 77 791,1 114 113,6 47
Украинцы 31 195, 0 37 252,9 19
Белорусы 4738,9 7913,5 67
Евреи 2600,9 2267,8 -13
Занятная таблица получилась не находите? Если верить данным переписи 1959 года, то получается, что евреи после войны совершенно не размножались, а вымирали, ибо их численность 1959 года оказалась даже меньше признаваемой евреями численности на конец ВОВ, что не соответствует действительности. Думаю дело в другом, дело в росте антисемитизма в СССР практически во всех слоях советского общества и этот антисемитизм тянется с «Ташкентского фронта». По этой причине евреи после войны всячески старались изменить всеми правдами и неправдами содержание графы национальность в паспорте. Даже помню ходил в те времена анекдот:
Фамилия - Сахаров -А точнее - Сахарович - А еще точнее - Цукерман.
Именно в послевоенное время, пользуясь определенной неразберихой в архивах появились евреи Соловьевы, Немцовы, Удальцовы, Прохоровы Медведевы, ……
А теперь обратимся к официальному документу.
3 управление НКВД СССР - наркому внутренних дел Л.П. Берии о пресечении антисемитских выходок в Узбекистане( из архива Яковлева
http://www.alexanderyakovlev.org/db-docs )
20.08.1942
Совершенно секретно
СПЕЦСООБЩЕНИЕНКВД Узбекской СCP сообщает, что в связи с приездом в республику по эвакуации значительного количества граждан СССР еврейской национальности, антисоветские элементы, используя недовольство отдельных местных жителей уплотнением жилплощади, повышением рыночных цен и стремлением части эвакуированных евреев устроиться в систему торгующих, снабженческих и заготовительных организаций, активизировали контрреволюционную работу в направлении разжигания антисемитизма.
В результате в Узбекистане имели место 3 случая избиения евреев, сопровождавшиеся антисемитскими выкриками. Ветеринарный врач г. Ташкента AЛФЕЕВ Л.П., будучи пьян, избил двух граждан еврейской национальности. Избиение их AЛФEEB сопровождал резкими антисемитскими выкриками погромного характера и нецензурной бранью по адресу тов. К.. АЛФЕЕВ арестован.
Прибывший с фронта в г. Самарканд по случаю ранения ДЕРЮГИН И.И. и его жена СОЛДАТЕНКОВА А.И., будучи в нетрезвом виде, избили артиста Харьковского еврейского театра ЛАНДАУ и его жену артистку ЛЕВ. При нанесении побоев ДЕРЮГИН и СОЛДАТЕНКОВА делали антисемитские погромные выкрики в присутствии собравшейся толпы до 200 человек. ДЕРЮГИН и СОЛДАТЕНКОВА арестованы.
Отмечен ряд случаев погромной антисемитской агитации. Санитарка Ташкентского тубдиспансера № 1 СВИСТУХИНА М.Ф., следуя в трамвае, вела антисемитскую агитацию, заявляя, что с приходом ГИТЛЕРА эвакуированные в Узбекистан евреи будут все перерезаны. СВИСТУХИНА арестована.
Работница завода № 84 АВДЕЕВА в кругу своих подруг заявила, что, когда придет ГИТЛЕР, она перевешает всех вселенных в ее квартиру евреев. Ведется расследование.
Из группы призывников, во время отправки последних в воинскую часть из гор. Ташкента, неизвестным был произнесен выкрик: «Почему не призывают в армию и не направляют на фронт евреев?» Выкрик сопровождался антисемитским требованием погромного характера.
Обнаружены листовки, надписи и анонимные письма антисемитского содержания:
У заведующей медпунктом артели «Красный Октябрь» ДУДАРОВОЙ А.Ф., состоявшей ранее в комсомоле, изъято 18 экземпляров листовок с призывом к населению от имени «Подпольного комитета “Звезда”» уничтожать евреев и коммунистов. На следствии ДУДАРОВА показала, что листовки изготовлены ею на почве острой ненависти к евреям.
Слесарь оборонного завода «Электростанок» СТЕПАНОВ Н.Я. на стене одного из заводских зданий учинил надпись погромного характера, направленную против мастера цеха еврея ДОРОШЕНКО. Будучи арестованным, СТЕПАНОВ показал, что, питая ненависть к евреям, он имел намерение убить ДОРОШЕНКО.
В адрес НКВД Узбекской CСP поступила почтовая открытка, автор которой заявляет, что узбеками будут отравлены все евреи, приехавшие в Узбекистан, за то, что они якобы не хотят идти на фронт, занимают выгодные посты, вытесняя с них узбеков и русских. Преступник разыскивается.
Среди еврейской части населения наблюдается распространение панических провокационных слухов о якобы имевших место в ряде городов Средней Азии еврейских погромах. РУДИНОВ - еврей, зам. директора Управления Ташкентского горкино, заявлял, что в гор. Алма-Ата басмачи совершили погром, во время которого вырезали 40 семейств евреев. ЗАЗОВСКИЙ М.Н., член ВКП(б), еврей, директор издательства «Советский писатель», будучи легко ранен хулиганами, распространил слух о том, что в Ташкенте якобы за одну ночь были зарезаны и доставлены вместе с ним в институт неотложной помощи 52 еврея.
О фактах антисемитских проявлений в республике информирован ЦК ВКП(б) Узбекистана.
Начальник 3 управления НКВД СССР,
комиссар госбезопасности 3 ранга КУПРИН
Начальник 5 отдела 3 управления НКВД СССР,
майор государственной безопасности ГОРБУЛИНЦенность подобных сухих по своей сути документов заключается в том, что при чтении этих документов погружаешься в атмосферу тех времен практически полностью.
Список литературы:
1. Куманев Г.А. Эвакуация населения СССР: достигнутые результаты и потери // Людские потери СССР в период Второй мировой войны. Сб. ст. СПб., 1995. С. 145.
2. См., напр.: Эшелоны идут на восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. М., 1966.
3. История национально-государственного строительства в СССР 1917-1978 гг. в 2 т. Т. 2. Национально-. государственное строительство в СССР в период социализма и строительства коммунизма (1937-1978 гг.). М., 1979. С. 76.
4. Варашинскас К.Ю. Деятельность эвакуированного населения Литовской ССР в советском тылу в период Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.): Автореф. дисс. ...к.и.н. Вильнюс, 1971; Олехнович Г.И. Трудящиеся Белоруссии - фронту. Минск, 1972; Давыдов И.В. На земле друзей. М., 1981; 3амлинский В.А. Несокрушимое единство. Киев, 1984. С. 198.
5. Гурвич И.С. К вопросу о влиянии Великой Отечественной войны на ход этнических процессов в СССР // Советская этнография. 1976. № 1. С. 39-48.
6. Бакунин А.В. История советского тоталитаризма. В 2-х кн. Кн. 2. Апогей. Екатеринбург, 1997.
7. Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М., 1999. С. 306-312.
8. Куртуа С., Верт Н., Панне Ж.-Л., Пачковский А., Бартошек К., Марголен Ж.-Л. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии. М., 1999. С. 237, 301-303.
9. Швейбиш С. Эвакуация и советские евреи в годы катастрофы // Вестник Еврейского университета в Москве. (М.; Иерусалим) 1995. № 2 (9). С. 53.
10. Напр.: Ерусалимчик Г.Е. Разные судьбы - общая судьба (из истории евреев Челябинска). Челябинск, 1999; Шкурке Э.А. Очерки истории евреев Башкортостана. Уфа, 1999.
11. Прощенок Т.В. Еврейское население Урала в ХIХ-ХХ вв. (демографическое и этнокультурное развитие). Екатеринбург, 2000. С. 66-72, 97, 204.
12. Потемкина М.Н. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (на материалах Урала). Отечественная история №3 2002г.
13. Под редакцией профессоров исторического факультета МГУ Барсенкова А. С., Вдовина А. И.Учебное пособие для вузов «История России. 1917-2009»
14. Прощенок Т.В. Указ. соч. С. 69.
15. Н. Митрохин. Этнонационалистическая мифология в советском партийно-государственном аппарате. «Отечественные записки» , 2002, №3