Москва второй день взбудоражена разговорами про странный выброс в атмосферу с неприятным запахом и смогом. СМИ второй день рассуждают про какую-то аварию и про сероводород в воздухе.
Хочу поделиться своими наблюдениями по этому поводу. В понедельник 10 ноября я вышел из дома довольно рано -- в 7:40. Небо было совершенно ясным, ни облачка, ни тумана, температура минус 1 градус. Никакого запаха не было, воздух был по-утреннему свежий и чистый.
Вскоре я вернулся домой, сел завтракать и слушал по радио "Говорит Москва" утреннюю болтовню Сергея Доренко. Около 10 часов он вдруг сообщил, что на дороге в Домодедово, по сообщениям звонивших в студию автомобилистов, появился туман. Доренко что-то пошутил насчет того, что вечно это Домодедово тонет в тумане. Я же удивился: какой еще туман? Только что было совершенно ясно и сухо!
В 11 часов я снова вышел из дома и был поражен произошедшей переменой: в воздухе висел густой вонючий смог или белесый туман, неба почти не было видно. Нет, это был не сероводород. Запах был явно стирольный или бензольный -- как химический растворитель. Как пахнет сероводород, сопровождающий нефтеперегонку тяжелой татарской нефти, мне хорошо известно, так как от моего дома до знаменитого НПЗ в Капотне километра три-четыре, а до факела, где сжигают попутный газ, -- и того меньше. При попутном ветре с юго-востока до нас этот запах нередко долетает. Да и проезжая возле НПЗ в Капотне всегда можно насладиться мощной вонью сероводорода или каких-то соединений серы, присуствующих в татарской нефти. Но вчера был совсем другой запах! Какие-то нефтяные нотки в воздухе явно присутствовали, словно запах на бензозаправочной станции.
Я заглянул в поликлинику на Перервинском бульваре, и вскоре, примерно в 11:30, возвращаясь оттуда домой, обратил внимание, что над НПЗ в Капотне поднимается плотное и темное марево тумана, заслонившее солнце. И влажный аэрозольный смог стал плотнее. Южный конец Перервинского бульвара упирается в Москву-реку совсем недалеко от НПЗ, а из Дюссельдорфского парка факел НПЗ виден как на ладони. Выглядело это марево довольно мрачно и странно. Погода была почти безветренной, смог захватил все небо, и запах стоял довольно плотный.
Когда-то я изучал токсикологию в мединституте. Бензольные соединения не слишком токсичны, то есть от них нельзя мгновенно пострадать или погибнуть. Но длительное вдыхание таких соединений, присутствующих в любом городе с интенсивным автомобильным движением, может оказывать канцерогенное воздействие. И вообще не очень полезно для здоровья. Подышав этим аэрозольным смогом я к вечеру испытывал сильную головную боль, хотя у меня крайне редко болит голова. Впрочем, через некоторое время головная боль прошла сама без какого-либо лечения.
Меня удивляет реакция МЧС, которому понадобился целый день, чтобы указать, что источником загрязнения воздуха в столице был именно НПЗ в Капотне. Похоже, МЧС ничего не предпринимал, пока крепко не завоняло даже в центре Москвы. Сообщили об аварии на НПЗ, но владелец предприятия "Газпром-нефть" отверг версию об аварии. По другой версии источником вони стала водоочистная станция в Люблино. Перервинский бульвар, куда я ходил, своим северным концом упирается в эту самую Люблинскую водоочистную станцию. Но все же я полагаю, что источником вонючего смога был именно НПЗ. Это было хорошо видно без всяких приборов.
Очень интересно отследить продолжение этой истории. МЧС что-то невнятно мямлит, а "Газпром-нефть" отвергает версию об аварии. Будут ли проведено расследование и приняты какие-то меры против тех, кто действительно совержил такое загрязнение? Или завтра об этом поспешат забыть и закроют непрятную тему?
Помнится, еще мэр Москвы Юрий Лужков клялся, что непременно закроет НПЗ в Капотне и выведет его за пределы столицы, а Марьино станем самым экологически чистым местои города. Но вывели самого Лужкова. А ведь было уже даже создано акционерное общество с американским капиталом, которое собиралось рекультивировать территорию, освободившуюся от НПЗ, чтобы строить там элитное жилье на высоком берегу Москвы-реки. Позже это АО подавало иски против московской мэрии, когда поняло, что Лужков их обманул. Может быть Лужков обманул непреднамеренно, а столкнулся с такими могущественными владельцами НПЗ, которых не смог одолеть? В разное время владельцами НПЗ были Борис Березовский, Сулейман Керимов и Алишер Усманов. Когда-то владельцем был и Роман Абрамович, и тогда сернистый аромат из Капотни в народе называли "запахом Абрамовича". Но НПЗ владело также правительство города Москвы. А теперь владелец "Газпром-нефть".
Что-то я сомневаюсь, что Собянинск добровольно откажется от такого источника бюджетных доходов и налогов, каким является вонючий нефтеперегонный завод. Ведь деньги не пахнут!
«В Москве открылся портал в ад!» В новостях сообщили, что возле Капотни Росэкомониторинг вчера зафиксировал резкий скачок бензолов и других аналогичных химических ееществ в воздухе. Но не сероводород. То есть, пиарщики "Газпром-нефти", утверждая, что никаких аварий, связанных с сероводородом на НПЗ не случилось, формально правы и не врут. Не было никакого сероводорода! А вот всякой другой дряни в воздух выброшено много. Интересно, кто и как будет за это отвечать? Проскочило даже сообщение, будто НПЗ могут закрыть на три месяца. Ой, что-то мне совсем не верится в такой исход.