В рамках года Германии в России в Московском музее современного искусства проходит выставка "Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе". Выставка открылась в сентябре и продлится до 18 ноября. Это совершенно уникальная персональная выставка Бойса: мне не приходилось даже в лучших музеях Германии видеть столь полное собрание его произведений в одном месте. Но к посещению этой выставки нужно обязательно заранее готовиться: посмотреть энциклопедии по современному искусству, полазать в интернете, почитать мнения критиков, изучить видеоматериалы. Доступного материала достаточно, чтобы подготовиться к этой "встрече с прекрасным" и не разочароваться. А на самой выставке можно получить манифест Бойса "Призыв к альтернативе" на русском языке -- это текст мелким шрифтом на целую газетную полосу.
Йозеф Бойс один из крупнейших художников-авангардистов XX века. Это большая удача -- увидеть сразу в одном месте так много его произведений. Поэтому выставку непременно надо не пропустить и посетить, даже несколько раз, так как все представленные на выставке материалы внимательно изучить за один день нереально. Одних только видеоматериалов, проецируемых на стены и показываемых на экранах, в сумме не менее чем на десять часов. Я провел на выставке полдня, но сумел просмотреть только часть экспонатов -- всего понемножку.
Мой совет: в самом первом зале выставки установлен экран, на котором непрерывно идет цветной документальный фильм с субтитрами о творчестве Йозефа Бойса. Продолжительность фильма около 45 минут. Настоятельно рекомендую перед просмотром выставки сесть на скамейку и посмотреть это кино, в котором Йозеф Бойс сам рассказывает об эстетике и смысле своего творчества и отвечает на вопросы. Без такой подготовки вы едва ли что-то поймете, особенно если видите произведения Бойса впервые.
О творчестве Йозефа Бойса я впервые узнал в конце 1970-х из вот этой книги немецкого искусствоведа Карин Томас, которую мне подарили немецкие друзья. Это книга до сих пор стоит у меня на книжной полке. Она содержит довольно обширный и полный обзор современного изобразительного искусства. И хотя по-немецки я раньше почти не читал, но сотни иллюстраций внимательно изучил. Об этом мне даже поговорить было не с кем, так как творчество Йозефа Бойса было очень мало известно в СССР. Собственно говоря, персональных выставок Бойса у нас никогда не было.
Помню, самый содержательный разговор о Йозефе Бойсе у меня состоялся с моим питерским другом Сергеем Курехиным в 1987 году. Мы оба читали журнал неофициального русского искусства "
А-Я", , ежегодно издававшийся в Париже небольшим тиражом и каким-то чудом попадавший в Советский Союз. В последнем номере, который вышел в 1986 году, был опубликован некролог Йозефа Бойса, в котором приводилось его высказывание, что величайшее искусство -- это экономика. Сергей Курехин тогда переживал период создания своих грандиозных постановочных хеппенингов "Поп-механика", и его восхищал такой масштаб немецкого авангардиста. Он мечтал о дирижировании композицией с участием сотни оркестров, нескольких воинских частей и танковых бригад. Но экономический размах, предложенный Бойсом, произвел большое впечатление на Сергея Курехина и, как мне кажется, вызвал жажду творческого соревнования.
Теперь выясняется, что амбиции Бойса распространялись также на политику: в своем манифесте он пытается предложить альтернативу капитализму и коммунизму. Он не дожил три года до разрушения Берлинской стены, поэтому тема преодоления разлома между Востоком и Западом занимает его немало.
Йозеф Бойс для европейского искусства - примерно такая же величина, как Энди Уорхол для американского. Он отец-основатель того, что ныне именуется contemporary art. Теперь он бесспорный классик, присутствующий во всех энциклопедиях и учебниках по современному искусству. И хотя Уорхол и Бойс в искусстве выступали идейными противниками, в жизни они восхищались работами друг друга. Уорхол сделал целый иконостас своих знаменитых шелкографий с портретами Бойса -- не менее знаменитых, чем коллекция шелкографических портретов Мерлин Монро и других культовых суперзвезд.
К сожалению, хотя посетителей на выставке было немало, добрая половина из них переговаривалась между собой не по-русски, а преимущественно по-английски или по-немецки. Такая концентрация иностранцев удивительна, так как все-таки Москва отнюдь не глухая деревня, и современное искусство у москвичей пользуется успехом или хотя бы интересом. Например,
выставка Энди Уорхола, проходившая в Пушкинском музее в декабре 2008 -- феврале 2009 гг., была чрезвычайно успешной -- чтобы туда попасть, приходилось выстаивать длинные очереди. Но тут, на выставке Бойса, никаких очередей нет.
Фотографировать на выставке не разрешалось. Поэтому пришлось партизанить и снимать урывками, по-партизански.
Многих зрителей привлекает вот этот непродолжительный перформанс 1965 года, непрерывно показываемый на экране, под названием "Как объяснить картины мертвому зайцу". Тут хоть что-то происходит с вроде бы понятными предметами, похожее на абсурдный спектакль, который кажется понятным зрителям и посетителям выставки. Происходит следующее: в помещении выставки развешаны картины, там же находится Йозеф Бойс с мертвым зайцем в руках. Лицо Йозефа намазано медом и оклеено сусальным золотом. Зрители находятся снаружи помещения и наблюдают за происходящим через стеклянные перегородки. Бойс возится с мертвым зайцем, как с игрушкой, беседует с ним, объясняет картины, водит его по помещению выставки, поднимает мордой к картинам...
Мы видим реакцию немецких зрителей, которые почти полвека тому назад наблюдали эти художества Бойса с мертвым зайцем. Многие не скрывают свой скепсис и недоверие: такое зрелище выглядело тогда для неподготовленной аудитории вполне шокирующим. Это сегодня Йозеф Бойс всеми признанный классик современного искусства, его творчество все немецкие ученики проходят в школе, артефакты выставлены в лучших музеях, продаются на аукционах и быстро растут в цене.
На выставке я также узнал, что в своем музыкальном творчестве Бойс эстетически был очень близок тому, что делали наши авангардисты в Клубе современной музыки в ДК им. Ленсовета в Ленинграде -- там в начале 80-х встречались музыканты-авангардисты (Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Владимир Чекасин, Владислав Макаров, Сергей Летов, Вячеслав Ганелин и многие другие) и вытворяли нечто очень похожее тому, что проделывает на экране Йозеф Бойс.
Боюсь, главная проблема этой выставки в том, что ее видит почти неподготовленный зритель, которому никогда раньше не приходилось видеть столь крутого авангарда. Поэтому практически все, кто встречается с творчеством Бойса впервые, не могут сразу принять увиденное, так как не понимают смысла. Многие спешат тут же поставить свой психиатрический диагноз в книге отзывов, словно на эту выставку ходят одни психиатры, способные на лету улавливать клинические отклонения, причем у давно покойного автора. То, что я прочитал в книге отзывов, меня удручает: российский зритель в массе своей оказался не готов принять такое искусство.
Увы, многие посетители даже не пожелали понять, что ему здесь показывали. Многих огорчило, что "такое" им показывали не бесплатно, пришлось покупать билет за 150 руб. Такой когнитивный диссонанс у многих вызывает гнев и недоумение: как это так, я такой весь умный и образованный, не из деревни Гадюкино, а столичный житель, много чего повидавший, но я не понял тут ни хрена! Словно надо мной специально надругались, ткнув мордой в мое же невежество. Такое просто непростительно. Издевается фашистская морда! Не зря самолет этого аса-фашиста наши сбили в 1943 году в Крыму...
С выставки я вышел уже в темноте и увидел эту мемориальную доску. В этом здании, оказывается, собирались члены подпольного общества, которые побывали в Европе, отбиваясь от Наполеона, дошли до Парижа, многое повидали и поняли, что так жить нельзя, неправильно.. По этой причине они стремились сократить всевластие самодержавия и ввести в России конституцию.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статьи о Бойсе:
Йозеф БОЙС (Joseph Beuys)«Призыв к альтернативе» Йозефа Бойса Призыв к альтернативе Йозефа БойсаЙозеф Бойс Несколько лет назад мы с немецкими друзьями побывали в музее Пинакотека современности (Pinakothek der Moderne) в Мюнхене. Там неплохая коллекция работ Бойса. И портрет работы Энди Уорхола. Однако нынешняя выставка в Москве уникальная по эксклюзивности и размаху. Поэтому повторю еще раз: не пропустите! А чтобы не плеваться, предварительно пройдите ликбез по творчеству Бойса.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. Признаюсь: в журнале отзывов я написал, что на эту выставку необходимо в принудительном порядке отправить весь состав Хамовнического суда, включая адвокатов Pussy Riot, которые, на мой взгляд, не верят в то, что девчонки-кощунницы (по терминологии Мамонтова) занимались настоящим искусством вполне мирового уровня, поэтому адвокаты сделали акцент в своей защите только на политической составляющей их акции в ХХС. А это ошибка, и в глазах суда в Страсбурге художественная сторона акции может стать гораздо более значимой и весомой, так как в Европе за подобное искусство дают премии, но тюремными сроками по уголовной статье не награждают.