Уроки классики

Aug 03, 2023 02:47




Привожу пару небольших отрывков из романа «Воскресение», которые мне представляются сегодня актуальными как никогда ранее:

«И никому из присутствующих, начиная с священника и смотрителя и кончая Масловой, не приходило в голову, что тот самый Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно все то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхвование священников-учителей над хлебом и вином, но самым определенным образом запретил одним людям называть учителями других людей, запретил молитвы в храмах, а велел молиться каждому в уединении, запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их и что молиться надо не в храмах, а в духе и истине; главное же, запретил не только судить людей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалось здесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришел выпустить плененных на свободу.

Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, что совершалось здесь, было величайшим кощунством и насмешкой над тем самым Христом, именем которого все это делалось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевыми медальончиками на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той виселицы, на которой был казнен Христос именно за то, что Он запретил то самое, что теперь Его именем совершалось здесь. Никому в голову не приходило, что те священники, которые воображают себе, что в виде хлеба и вина они едят тело и пьют кровь Христа, действительно едят тело и пьют кровь Его, но не в кусочках и в вине, а тем, что не только соблазняют тех «малых сих», с которыми Христос отождествлял себя, но и лишают их величайшего блага и подвергают жесточайшим мучениям, скрывая от людей то возвещение блага, которое Он принес им».

«Большинство же арестантов, за исключением немногих из них, ясно видевших весь обман, который производился над людьми этой веры, и в душе смеявшихся над нею, большинство верило, что в этих золоченых иконах, свечах, чашах, ризах, крестах, повторениях непонятных слов «Иисусе Сладчайший» и «помилось» заключается таинственная сила, посредством которой можно приобресть большие удобства в этой и в будущей жизни. Хотя большинство из них, проделав несколько опытов приобретения удобств в этой жизни посредством молитв, молебнов, свечей, и не получило их, - молитвы их остались неисполненными, - каждый был твердо уверен, что эта неудача случайная и что это учреждение, одобряемое учеными людьми и митрополитами, есть все-таки учреждение очень важное и которое необходимо если не для этой, то для будущей жизни.»

Лев Николаевич Толстой, «Воскресение» (1889-1899).

Л.Н. Толстой Был самым популярным, читаемым и, между прочим, самым высокооплачиваемым русским писателем XIX века, так как все его романы были бестселлерами и продавались огромными по тем временам тиражами. Однако многие религиозно-философские произведения Толстого были запрещены цензурой, переписывались людьми вручную, издавались за рубежом и распространялись в самиздате - загляните в музей Толстого, чтобы в этом убедиться. После опубликования последнего романа «Воскресение» великий писатель был подвергнут Святейшим Синодом анафеме и отлучен тогдашним Гундяем (имя которого сегодня никто не помнит) от православной церкви.

Очень советую Гундяеву и окружающим его попам регулярно перечитывать эту важную книгу. Подозреваю, что настоящим верующим в Христа был как раз наш мудрый граф Л.Н. Толстой, а вовсе не эти служители культа и стяжатели в рясах. 

свобода, церковь, власть, государство, Лев Толстой

Previous post Next post
Up