Вчера вечером я зашел в книжный магазин "
Циолковский" в здании Политехнического музея, чтобы купить новый роман Александра Терехова "Немцы" и совершенно случайно узнал, что в магазине в это время начинается лекция Александра Кушнира о творчестве легендарного музыканта-авангардиста
Сергея Курехина и о последних годах его жизни. Зал был набит до отказа, свободных сидячих мест не было, так что мне пришлось всю лекцию простоять у стеночки.
До сих пор с Александром Кушниром мы были знакомы заочно -- общались по электронной почте и телефону. Я предоставил Александру материалы о Сергее Курехине, сохранившиеся у меня -- наши письма и тексты интервью более чем тридцатилетней давности, так как Александр уже несколько лет работает над книгой о Сергее Курехине. Мне довелось дружить с Сергеем, я даже ночевал у него дома (точнее, в квартире его сестры, в которой жил Сергей), когда приезжал в Питер, а также помогал Сергею переправлять магнитные записи его музыки в Лондон Алексею Леонидову, выпускавшему эти записи на пластинках в своей Leo Records.
Александр Кушнир музыкальный продюсер и журналист. Он автор ряда книг о музыке и музыкантах. В своей лекции он рассказал немало любопытных деталей, важных для понимания трансформации представлений о Сергее Курехине. В последний год жизни Сергей близко сошелся с создателями Национал-большевистской партии, особенно с Эдуардом Лимоновым, Сергеем Летовым и Александром Дугиным. Кушнир показал очень интересные архивные видеоматериалы с интервью этих деятелей. Из-за некоторых высказываний Сергея Курехина, особенно в интервью в дугинском журнале "Элементы", представители питерской прессы стали обзывать фашистом. После десятилетий почти культового поклонения, в 1995-1996 годах наступил период не просто охлаждения, но настоящей травли. Сергей был уже тяжело болен, но предпочитал общаться только с московскими журналистами, так как в Питере на него налепили ярлык фашиста. Интересно, почему только фашиста, а не большевика?
Насколько я знаю и понимаю Сергея Курехина, у него не было грани, отделяющей художественное творчество и "нормальную" жизнь. Он всегда был "в образе", если можно так выразиться. Поэтому его сближение с НБП, как я понимаю, было для Сергея продолжением художественной игры, импровизацией на политическом поле. Однажды, кажется, в 1987 году, я был в Питере с женой. Жена отправилась на свой семинар, а Сергей приехал ко мне и мы целый день сидели вместе и болтали на разные темы. Помню, мы обсуждали статью в последнем номере парижского журнала "
А - Я", которая посвящалась творчеству только что умершего немецкого художника-авангардиста
Йозефа Бойса. В статье была фраза Бойса, который утверждал, что высшим проявлением искусства является экономика. Сергей горячо поддержал эту идею. Поэтому все его дальнейшие поступки вполне согласовались с этой идеей, он после своих знаменитых "Поп-механик" расширил свою художественную практику и на политику, а экономику захватили более серьезные ребята из Смольного -- Собчак, Путин и другие "питерские", которые сегодня правят страной. Курехин некоторое время сотрудничал с правительством Собчака в Смольном, ему доверили культуру, но кончилось это сотрудничество неважно -- его изгнали из Смольного.
Кстати, по мнению Бориса Гребенщикова Сергей Курехин тоже именно играл с нацболами. Идеи Дугина о восстании и насилии могли его впечатлить и внушить подобные
магические представления: "Кризис искусства и политики внешне кажется чем-то объективным. Не стройте иллюзий, его организовали МЫ. Для того, чтобы расчистить путь НОВОЙ РАСЕ. Расе магических королей..." Неужели кто-то может серьезно относиться к подобному "фашизму"? Ну, тогда надо и к знаменитой мистификации Сергея Курехина и Сергея Шолохова "
Ленин - гриб" относиться серьезно.