АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: НЕТ МАСКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ... ИЛИ ЕСТЬ?

Sep 29, 2016 16:11





Вновь весь Интернет бурлит, обсуждая новую (точнее, уже подзабытую старую) инициативу Илона Маска. На мой взгляд, он выбрал не самое удачное время для пиара своего марсианского проекта. Те, кто следит за карьерой Маска, наверное, заметили, что в последнее время всё больше вопросов возникает по его энергетическим и транспортным инициативам, причем вопросы серьезные, от которых довольно трудно отвертеться. Кроме того, недавний взрыв ракеты на стартовой площадке ставит под сомнение обоснованность программы Маска по освоению околоземного пространства. Грубо говоря, самая главная претензия касательно его космической деятельности звучит сегодня так: запусти хотя бы одного человека на орбиту и верни его живым обратно, тогда и рассуждай о перспективах высадки на Марс. Я понимаю, что поклонникам Маска не до технических деталей: им нравится его харизма, его яркое визионерство, его уверенный энтузиазм. Тем не менее о технике нужно думать в первую очередь. И пока, извините, его марсианский проект больше смахивает на дешевую пиар-акцию, призванную сгладить досаду от недавних провалов, причем приводимые подробности настолько абсурдны, что даже специалисты теряются, не зная, как их комментировать.

Отечественные поклонники Илона Маска часто апеллируют к тому, что он не просто визионер и богатый человек, а олицетворение нового поколения бизнесменов, которые пекутся о будущем всего человечества. И что нашим бизнесменам стоило бы у него поучиться, а не заниматься распилом всего и вся ради меркантильных интересов. Я не буду вступать в спор по поводу чистоты помыслов Маска (хотя есть что сказать), но отмечу, что неверна исходная посылка. В России есть свои «илоны-маски», но они, увы, не миллионеры и не могут пользоваться поддержкой президентов, высших правительственных чиновников и глав крупнейший корпораций. Зато они думают о технических деталях.




Один из таких людей - Александр Ильин ___lin___, создавший «Лин Индастриал», в которой он стал генеральным конструктором и которая занимается разработкой сверхлегких и легких ракет-носителей с намерением наращивать мощность и выводимую полезную нагрузку. Я писал о нем и его планах ранее (например, здесь). Хотя к его инициативам относились скептически, компания Александра сумела добиться очень многого: их ракетная лаборатория летает, построен стенд для испытания двигателей и т.п. Вообще их новости лучше всего читать ЗДЕСЬ. Планы у «Лин Индастриал» не столь масштабные, как у Маска, но зато намного более реалистичные с учетом российской ситуации.

Хочу привести здесь и выдержки из интервью, которое Александр дал журналу «Квазар», чтобы было понятно, чем занимается его компания.

- С чего вы начинали? Когда, как это было?

Примерно двенадцать лет назад появилась группа, состоящая из любителей космонавтики.  У группы была амбициозная цель - к юбилею запуска первого искусственного спутника (в 2007), запустить на своей ракете (!) свой искусственный спутник Земли. О деньгах тогда не думали, как и о согласовании пуска. Решили, что “победителей не судят”. Поскольку работы велись в свободное время и за собственный счет - продвигались мы медленно. Был построен моноперекисный двигатель  (двигатель на продуктах разложения высококонцентрированной перекиси водорода), стенд для его испытаний. Проводились поисковые работы по вариантам ракет и системе управления. Множество интересных идей появилось - но проверить их не удалось - не хватило средств и времени. Поддержки от инвесторов или властей мы тогда не получили. Да толком и не искали её. В итоге, к большому сожалению, группа прекратила свое существование.
Затем был период участия в проекте “Селеноход” - в рамках конкурса Google Lunar X PRIZE. Этот проект достоин отдельной статьи или даже книги. Он был закрыт примерно по тем же причинам, что и группа новый МосГИРД - отсутствие спонсоров, инвесторов, интереса официальных лиц.
Что же изменилось во втором десятилетии XXI века? Принципиально поменялся рынок небольших спутников - нано и микро аппараты перестали быть студенческими игрушками, а стали вполне серьезными коммерческими платформами. Количество запущенных спутников массой меньше тонны - возросло лавинообразно. Появились и российские стартапы, которые занялись данным направлением. В общем - у сверхлегкой ракеты появились потенциальные заказчики.
Сразу после закрытия “Селенохода” я познакомился с Алексеем Калтушкиным  - будущим генеральным директором “Лин Индастриал” - и он предложил мне вернуться к идее орбитальной ракеты.
Активно начал работать фонд Сколково и его кластер Космических технологий и телекоммуникаций.  Мы подали в фонд проект легкой ракеты “Адлер” на основе серийных двигателей РД-108. Проект прошел экспертизу - так наша фирма стала сколковским резидентом.
Однако уже очень скоро стало понятно, что ракета с полезной нагрузкой в тонну - не та задача, которую мог бы решить небольшой стартап. Начался процесс “урезания осетра” - появился проект “Алдан” (кстати - он тоже прошел экспертизу Сколково), а затем - “Таймыр”.
“Таймыр” - модульная ракета на некриогенных топливных компонентах, испытания которой можно начинать с одного модуля. На основе опыта нового МосГИРДа в качестве окислителя мы выбрали перекись водорода. Мы планируем использовать на “Таймыре” вытеснительную подачу и композитные баки, поэтому мы решили отказаться от жидкого кислорода (композит под криогенику - отдельная сложная задача, которую быстро не решить).
Ответы на вопросы по “Таймыру” - https://spacelin.ru/stati/chasto-zadavaemye-voprosy/
Вначале мы планировали сотрудничать по двигателям нашей ракеты с 202 кафедрой МАИ - надеясь на их опыт и стенды - но увы, скорость работы в ВУЗе оказалась совершенно неприемлемой. Сроки постоянно срывались и в конце концов выяснилось, что они вовсе не намерены что- то испытывать на своем стенде (да и стенд в общем-то в неработоспособном состоянии). В итоге мы поняли - всё придется создавать самим - и начали строить свой огневой стенд для испытаний ЖРД (в данный момент мы заканчиваем его постройку).

- Как получилось, что Wargaming стали инвесторами, если не секрет?

Сергей Буркатовский (Serb) - фанат космонавтики.  Ещё до работы над “Танками”, на форуме журнала “Новости космонавтики” он выкладывал свой проект лунной пилотируемой мисси. Я знаком с ним с тех самых пор. Также он был активным участником форума альтернативной истории (ФАИ) - где мы обсуждали различные возможные варианты развития советской космонавтики.
Кстати - многие знают, что Сергей написал книгу "Вчера будет война" - на ещё не затасканную тогда тему попаданцев в прошлое.  Но далеко не все читали его "Война 2020. Первая космическая" - при написании этой научно-фантастической книги я был одним из научных консультантов.
Уже после того, как мы прошли в Сколково - я связался с Сергеем - хотел обсудить “лунные дела” - я тогда активно продвигал свой проект создания лунной базы - “Луна семь” - очень хотел, чтобы на него обратило внимание руководство страны и отрасли. При встрече поделился и идеями, с которые пришел в Сколково - идеями сверхлегких ракет. Наша деятельность Сергею понравилась - он предложил инвестиции. Более того, привлек и своих друзей. Благодаря наличию инвестиций мы смогли впоследствии получить минигрант фонда Сколково.
Какой путь прошли за эти годы? Тяжело пробиваться?
Мы прошли путь от идеи и любительской команды, до работы “на полный рабочий день” с финансированием и первыми результатами.
Да, всё оказалось сложнее, чем мы думали в самом начале. Смежники срывают сроки и не соблюдают ТЗ, люди не справляются со своей работой, поставщики никогда не отгружают нужные нам компоненты вовремя.  Многие технические вопросы, решение которых казалось очевидным, потребовали долгой и кропотливой работы. Очень много сил отнимает бумажная работа со Сколково - меня все эти бумаги приводят в суеверный ужас. Титанический труд обработки бумаг взял на себя Алексей - и справляется с ним великолепно.
Большое разочарование вызывает работа с университетами и гос. предприятиями.  Например, как я говорил выше - с 202 кафедрой МАИ.  Что касается гос. предприятий - я бы не хотел называть конкретные названия фирм, но сметы на работу у них начинаются с миллионов рублей - например, создание собственного стенда нам обошлось в четыре раза дешевле, чем испытания двигателя на стенде гос. предприятия. У нас просто нет таких бюджетов, чтобы развернуть полноценное сотрудничество с ними.

- Хотите добраться до Марса?

Процитирую слова К.Э. Циолковского - «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» (часто эту цитату искажают - заменяя слово планета - на слово Земля). Если мы выходим из “гравитационного колодца” Земли, то зачем нам залезать в другой довольной глубокий колодец?
Я вижу путь экспансии в космос так - Луна - как ресурсная база (возможность выводить ресурсы с поверхности Луны не ракетными способами - катапультами, тросовыми системами и т.д.), астероиды - опять же - для добычи ресурсов (в том числе и для космического строительства) и для жизни. Внутри астероидов можно создавать полости с искусственной биосферой, а вращением - нужную гравитацию. Вместо одной непригодной для жизни планеты (Марса) мы получаем десятки созданных по ТЗ заказчика миров внутри астероидов.
Конечно - высадка на Марс и исследования на поверхности - это интересно. Но не думаю, что следует начинать колонизацию Красной планеты без предварительного терраформирования. Если хотя бы поднять давление на поверхности планеты в 10-15 раз - можно было бы работать там без скафандра, в кислородной маске.
Что касается личных желаний - меня с детства привлекала система Юпитера - я бы хотел бы увидеть спутники планеты-гиганта вблизи - своими глазами. Сатурн и его спутник Титан - тоже интересное место.
Мое видение космического будущего - https://spacelin.ru/stati/prognoz-razvitiya-kosmonavtiki-do-xxii-veka/

- На какой уровень вообще планируете выйти?

Хотелось бы продвигаться быстрее - но для ускорения в два раза, требуется увеличить финансирование на порядок. Пока реальными кажутся следующие сроки - испытания ракеты-прототипа с жидкостным двигателем - 2018 год, первый орбитальный пуск самой легкой версии “Таймыра” - 2020-2021 год. Самая тяжелая версия “Таймыра” (100 кг на солнечно-синхронную орбиту) - 2022-2023 год. С её помощью хотелось бы запустить собственные микрозонды к Луне.
Кроме того, у нас в планах - синтез нового ракетного топлива - кажется, нам удалось обнаружить очень интересную топливную пару. Если всё получится - возможно, “Таймыр” полетит именно на этих компонентах.
Думаю, следующая наша ракета будет куда менее “традиционной” - в процессе работы появилось много идей, конечно, их проверка требует времени и средств.
Если попробовать помечтать - то, конечно - собственная частная лунная база - примерный вид которой мы изобразили в проекте “Луна семь” - https://spacelin.ru/luna-sem/prezentatsiya/
И индустриализация космоса - как в прогнозе - https://spacelin.ru/stati/prognoz-razvitiya-kosmonavtiki-do-xxii-veka/
Конечная цель - превращение человечества в цивилизацию II типа по шкале Кардашёва и экспансия в Галактику :)

Впрочем, оказывается, не всё так радужно. Как пишет мне Александр, образовалась «дыра» в финансировании на октябрь. Требуется помощь в размере трехсот тысяч рублей. Если есть возможность помочь деньгами, то пишите прямо Александру на адрес: linlin82@yandex.ru - он расскажет детали и условия. Можно также поспособствовать преодолению «дыры», совершив покупки в этом магазине: https://spacelin.ru/shop/category/vse-tovary/ Но товары там, замечу, очень специфические.

Так что свои «илоны-маски» у нас есть, но, к сожалению, народ продолжает восхищаться чужими достижениями (или даже обещаниями достижений), упорно игнорируя свои.

Я всё же верю в звезду Александра Ильина. Думаю, он преодолеет трудности. И когда-нибудь мы все будем с гордостью говорить о его ракетах, спутниках или даже космических кораблях: «Сделано у нас!»

С уважением,
Антон Первушин

Александр Ильин, друзья, космонавтика, ракеты-носители, кризис, будущее, актуальный комментарий, ракеты, Лин Индастриал

Previous post Next post
Up