Бегущая по волнам 2013

Oct 03, 2014 13:32



Как Вас зовут?

Елена Арифуллина

Были ли у Вас в детстве любимые литературные герои или героини? А любимые авторы?
Конечно, были. Я была очень «книжным» ребенком и читала не то что аршинами, как Чехов, а библиотеками - при отличной домашней библиотеке и десятке выписываемых журналов. К тому же ещё брала книги у знакомых и соседей. Так что любимых героев и героинь было очень много. Пожалуй самыми любимыми были Шехерезада и Василиса Премудрая. А любимым героем был Пушкин. Книга о Лицее и лицеистах («Город поэта» М. Басиной) перечитывалась множество раз, но так и осталось тайной: как школяр из комнаты №14 стал тем, кто написал десять голубых томиков академического собрания сочинений и огромный том, затрепанный ещё моей матерью и её братьями? Это юбилейное издание 1937 года было одной из главных книг моего детства.

Любимых авторов тоже было очень много. Юрий Коваль, Бажов, Шергин, Писахов, Александр Волков, Кассиль, Житков, Марк Твен, Ольга Гурьян, Зинаида Шишова, Александра Бруштейн, Туве Янссон, Астрид Линдгрен, Катаев, Олеша, Алексей Толстой, Н. А. Кун, Я. Э. Голосовкер…. Множество.

Когда вы поняли что вы писатель? Как это произошло? Сколько времени Вам понадобилось на то, чтобы поверить в это? Мешало ли Вам что-то?

Для меня писатель - это человек, способный стабильно выдавать на-гора определенный объем качественного текста. В идеале - профессионал, живущий только этим занятием. До этого мне ещё очень далеко. Я пока любитель. Аматёр, как говорили в России двести лет назад.

Вы учились ремеслу писателя? Как и у кого?

С подросткового возраста полюбила «книги о книгах» - всё, что написали о языке и писательском мастерстве Успенский, Нора Галь, Паустовский, Чуковский. Часто перечитываю эти замечательные вещи. А потом были семинары в Партените. Занятия в группе Олега Ладыженского и Дмитрия Громова дали мне очень много. Спасибо мастерам, не пожалевшим своего времени и сил для работы с новичками!

Сколько времени (приблизительно) прошло с вашего первого литературного опыта до тех пор, как Вы решились показать свою работу посторонним? Предложить ее в издательство?

Около двух лет.

Какова была история Вашей первой публикации?

В 2013 году я побывала на литературном семинаре «Партенит» Мой роман «Взгляд сквозь пальцы» был рекомендован к изданию и в этом же году вышел в межиздательской серии «Партенит» - в составе одноименного сборника.

Как Вы совмещаете работу/дом. хозяйство/материнство и писательство? Сколько усилий приходится предпринимать? Чем приходится жертвовать?

Я работаю дома. График у меня свободный, а рабочий день ненормированный. Хозяйство рационально организовано. Дети взрослые и живут отдельно. Принцип «дело прежде всего» помогает в повседневной жизни. В этих условиях зачастую приходится жертвовать отдыхом, но пока я справляюсь.

Есть ли у Вас СВОЯ КОМНАТА? В каких условиях вы обычно работаете?

У нас с мужем один рабочий кабинет на двоих. Работаю зачастую в условиях хронического цейтнота.

Когда к Вам чаще всего приходят идеи?

Во время прогулок или в общественном транспорте.



Какие из Ваших хобби помогают Вам в творчестве? Какие мешают?

Мои хобби (рукоделие, домашние питомцы, цветоводство) дают возможность отдохнуть и переключиться - значит, помогают. И они же занимают время, которое могло бы пойти на создание или отделку текста.



Как Вы считаете: есть ли у ваших героинь что-то общее?

Это сильные женщины, зачастую не подозревающие о своей силе - до поры до времени.

Приходилось ли писать от лица мужчин? На что вы опирались? Какие были ощущения?
       Приходилось. Опиралась на свой жизненный и клинический опыт. Если текст получается, то ощущения замечательные!

Описывая персонажа-мужчину и персонажа-женщину, исходите ли Вы только из индивидуальных различий, или думаете и о различии полов ("мужчина бы так не поступил/подумал")?

Работая над текстом, я использую систему координат: «что скажет, как поступит в этих обстоятельствах человек с таким личностным складом, образованием, темпераментом, жизненным опытом и т. д.?»

Как относятся Ваши близкие и друзья к вашему творчеству? и т.д.

С интересом и одобрением.

Когда Вы представляетесь незнакомым людям, говорите ли вы обычно, что вы писатель (писательница)? Или называете какой-то другой род занятий?

Перефразируя Шварца, могу сказать: «Я не писатель. Я только учусь». Для меня писатель - нечто куда большее, чем то, чем я сейчас являюсь.

Вы считаете, что у мужчин и женщин разные задачи в этой жизни? Ваша точка зрения отражается в ваших произведениях?

Думаю, что стратегическая задача любого человека - самореализация, личностный рост, подъём на вершину пирамиды Маслоу. Тактику для этого каждый определяет сам.

В своих книгах Вы создаёте мир. Какой он -- какой есть сейчас вокруг Вас, или какой Вы хотели бы, чтобы он был?

Сейчас я пишу о том мире, в котором живу. Что будет дальше, покажет время.

Каким Вы видите будущее и место женщин в нем?

Будущее представляется мне туманным. Место женщин в нем будут определять множество факторов, часть которых сейчас неизвестна либо не существует. Гадать об их взаимном влиянии - неблагодарная задача. Пусть этим занимаются футурологи.

Как, по-вашему, можно было бы сдвинуть фокус женской жизни с мужчин и "отношений" в массовом сознании? Нужно ли это делать? Какие книги и персонажи для этого должны появиться?

На мой взгляд, «отношения» делаются основным содержанием жизни для незрелой или невротической личности. Пусть каждый решает для себя сам, захочет ли он взрослеть, избавляться от невроза. На эту тему написано много отличных книг, среди которых хотела бы выделить книги Михаила Ефимовича Литвака.

Кто из авторов-мужчин, по-вашему, наиболее честно пишет о женщинах и отношении к ним?

Чехов.

Существуют ли на Ваш взгляд шаблоны в описании женщин, заданные мужской литературой? Если да, то кто из женщин, по вашему, наиболее свободно пишет о женском и женщинах, не опираясь на эти шаблоны?

Шаблоны -   признак второсортной литературы, которую я стараюсь не читать. Для меня эталон текста, написанного женщиной, и о женщине ( но отнюдь не только о ней и не только для женщин!) - «Кристин, дочь Лавранса» Сигрид Унсет.

Как Вы относитесь к критике ваших произведений?

Спокойно. Вспоминаю любимую поговорку моего любимого Бунина: «Я не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» Если критика исходит от профессионалов, прислушиваюсь к ней и делаю выводы.

Что Вы думаете о старости и смерти?

Отношусь к ним философски, как к неизбежной части жизни.

Ваши творческие планы?

Дописать роман, который сейчас в работе, и продолжить серию книг для детей.

О чем бы вы хотели спросить других женщин-писателей?

О секретах их мастерства.
Распространение информации приветствуется

литература, Светлана Позднякова, перепост, Елена Арифуллина, премии, Партенит, Елена Первушина, Бегущая по волнам, Беляевская премия, фантастика, книги, интервью

Previous post Next post
Up