Пока все отходят от ИПК и Фанткритика, разместил на своем сайте два новых материала:
-
статью Глеба Гусакова "ХИЩНЫЕ ВЕЩИ, ИЛИ ВЕК ГОЛОДА И УБИЙСТВ? (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ВЕЛИКИХ СОВЕТСКИХ АНТИУТОПИЙ)";
- и
интервью "ВОЗРОЖДЕНИЕ НФ: ДЕЛО СЛОЖНОЕ, НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ", которое взял у меня Кирилл Смородин для электронного журнала "Пересадочная
(
Read more... )
Если мы вглядимся в истоки НФ, к примеру, в "Двадцать тысяч льё под водой" - то увидим, что фабула этого произведения есть ретроспективный обзор инженерного гения принца Даккара с точки зрения ученого Пьера Ароннакса. Если мы обратимся к современности, к примеру, к фильму "Прометей" - то увидим, что фабула этого произведения есть ретроспективный обзор гения целой цивилизации с выразительным названием Engineers с точки зрения ученой Элизабет Шоу. Это совпадение не случайно: такова уж суть парадигмы НФ, так сказать, важнейшая её особенность, обособляющая НФ от прочих литературных жанров.
Но парадигма - не догма. Скажем, в к середине прошлого века укрепился научный позитивизм (самостоятельность науки) - и картинка в парадигме перевернулась. Появились произведения в которых уже сама наука стала объектом ретроспективного обзора с точки зрения инженера (ближайший пример - ПНВС Стругацких), маленькое революционное преобразование, которое пошло жанру НФ только на пользу.
И вот собственно, если провести линию от "Двадцать тысяч льё под водой" до "Прометея", то можно обнаружить, что описанная мною особенность так или иначе присутствует в огромном количестве текстов, относящихся к НФ. Отсюда мораль: не имея ясных (искренних), современных и обширных представлений о инженерах и ученых, написать что-то в жанре НФ будет крайне затруднительно. И здесь, как впрочем и везде, важна не столько буква, сколько дух. Потому что буква суха, а дух витает везде. К примеру, в двоюродной блудливой сестре НФ "космоопере". В "Дюне" события вертятся вокруг добычи технологических ресурсов, а в "Звездных войнах" шарму ради Энакин Скайуокер (Дарт Вейдер) исходно гениальный инженер... собственно, и его сын Люк до того как почувствовать Силу тоже был инженером - агротехником-программистом :) Но что самое интересное - мы такому положению вещей доверяем... в отличии, скажем, от "неосталкеров" или "попаданцев", где переход из грязи в князи более чем сомнителен.
Reply
Reply
Качество текста (сценария, фильма) не имеет отношения к их жанровой принадлежности... а у нас как бы разговор о том, какие особенности соотносят текст (сценарий, фильм) с тем или иным жанром, в частности с жанром НФ.
Reply
Нет там абсолютно никакого инженерного гения. И уж восхищения этим гением - тем более. Типичнейшая бродилка-стрелялка в космическом антураже. Эдак с бодуна и в "Аватаре" можно найти что-то кроме "Извините нас, индейцы!"
Reply
Reply
Leave a comment