АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: ЭФФЕКТ СПУТНИКА 1/2

Oct 19, 2012 13:31




4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен «ПС-1» («Простейший спутник Первый»). Пятьдесят пять лет назад. Я отмечал это событие в Рязани, на фестивале фантастики «Поехали!». И, разумеется, думал о так называемом «эффекте спутника». Для тех, кто не в курсе, поясню, что это такое. В США разговоры о необходимости запуска искусственного спутника Земли начались сразу после Второй мировой войны, когда американцы заполучили подробные технические сведения о немецких баллистических ракетах. В мае 1946 года соответствующий доклад подготовила небезызвестная аналитическая корпорация «RAND», которая в то время была всего лишь отделом компании «Douglas Aircraft» (с текстом доклада можно ознакомиться ЗДЕСЬ). В докладе были рассмотрены не только научно-технические, но и военные, политические и даже идеологические аспекты запуска первого спутника. Прямо указывалось, что событие произведет такой же эффект, как первое испытание атомной бомбы. И в дальнейшем сотрудники «RAND» неоднократно обращались к космической теме по заказу различных организаций, включая правительство США. В принципе администрация Дуайта Эйзенхауэра была заинтересована в спутнике, поскольку тот давал исключительную возможность наблюдать за территорией СССР без опасения спровоцировать международный скандал. И в принципе Вернер фон Браун, работавший в Редстоунском арсенале, был готов запустить простейший спутник «Orbiter» уже в 1954 году (то есть за три года до СССР!). Его ракета «Redstone» (усовершенствованная «A-4/V-2»), снабженная дополнительными твердотопливными ступенями, вполне обеспечивала первую космическую скорость. Но тут возобладала национальная гордость, и проекту немецкого конструктора предпочли проект «Vanguard», предложенный Военно-морской исследовательской лабораторией. Чем всё закончилось, хорошо известно. Первым американским спутником всё равно стал «Explorer», запущенный по схеме Вернера фон Брауна, но при этом США потеряли важнейший приоритет. Как и предсказывали аналитики корпорации «RAND», запуск «ПС-1» произвел эффект разорвавшейся бомбы и заставил американское правительство в корне пересмотреть свое отношение и к космической программе, и к финансированию науки, и к системе образования. США включились в космическую «гонку», и в 1969 году Нейл Армстронг с Баззом Олдрином высадились на Луну.

Тут возникает вопрос: состоялся бы такой прорыв, если бы у Вернера фон Брауна всё получилось еще в 1954 году?.. Скорее всего, нет. Если внимательно присмотреться к истории ранней советской космонавтики, то можно увидеть четкую тенденцию: политика в этой области была исключительно «реактивной». Военно-политическое руководство СССР было очень трудно убедить, зачем запускать спутник и космонавта, если главная задача - построить межконтинентальную ракету. Посему во множестве докладных записок Сергей Королёв постоянно ссылается на американские проекты, подчеркивая, что инициативу упускать нельзя. Вместе с Михаилом Тихонравовым и Мстиславом Келдышем они фактически выполняли работу, аналогичную работе корпорации «RAND». И добились-таки своего! Но если бы «Р-7» не полетела? А такая возможность была - после трех аварийных запусков ее предлагали снять с испытаний и отправить на доработку. Потеряли бы еще год, а там и  «Vanguard» подтянулся бы... Сергей Королёв одной своей волей продавил стену непонимания и враждебности. И запустил «ПС-1», тем самым дав старт космической «гонке», которая завершилась на Луне.

К чему мой рассказ? К тому, что сегодня мы находимся в ситуации Сергея Королёва. В то время как в США различные аналитические группы, в том числе и неувядающая «RAND», занимаются проработкой различных стратегий космической экспансии, в России стало необычайно трудно объяснить, зачем нужна космонавтика. Политическое руководство согласилось, что нам нужна мощная спутниковая группировка. Согласилось, что нам нужно поддерживать орбитальную пилотируемую космонавтику. Согласилось, что нам нужно запускать межпланетные станции для изучения Солнечной системы... И это всё. Никто из высших руководителей государства не понимает и не хочет понимать, зачем нам прорывные проекты в области космонавтики. Больше того, закрепилось мнение, будто бы мы не способны на прорывные проекты, которые кардинально изменят мир. И в этом есть доля истины - особенно после громких аварий недавнего времени. Но только доля! Потому что есть опыт Сергея Королёва, есть опыт «эффекта спутника». Россия уже сегодня, несмотря на тяжелейшее положение в научно-технической сфере, способна запустить новую космическую «гонку». А на вопрос, как это сделать, я отвечу во второй части моего «актуального комментария».

Окончание следует...

С уважением,
Антон Первушин

актуальный комментарий, космос, юбилей, космонавтика, Сергей Королёв, спутники, история

Previous post Next post
Up