Сегодня произошло историческое событие. Китайский космический корабль «Шэньчжоу-9» с тремя тайконавтами на борту успешно вышел на орбиту. В программе тринадцатидневного полета - автоматическая и ручная стыковка с национальной орбитальной станцией «Тяньгун-1». Понятно, что прежде всего будут изучаться медико-биологические вопросы, связанные с долговременным пребыванием человека в космосе. Стоит напомнить, что китайские учёные пока не имеют накопленного опыта в этой сфере и до сих пор были вынуждены пользоваться наработками советских и американских коллег. Но, пожалуй, самая главная «изюминка» этого космического рейса - присутствие в составе экипажа первой женщины-тайконавта Лю Ян.
Не знаю, специально подгадывали китайские товарищи или нет, но старт «Шэньчжоу-9» совпал день в день с запуском «Востока-6», на котором 49 лет назад отправилась на орбиту Валентина Владимировна Терешкова. Скажем прямо, особого научного смысла тот давний полёт не имел и служил исключительно пропаганде советского образа жизни: дескать, у вас, за океаном, всё ещё негров вешают, а у нас уже женщина в космос полетела. Дело в том, что в начале 1960-х не было полной ясности хотя бы по проблеме адаптации мужского организма к условиям космического полета - что уж говорить о женском! Попытка перепрыгнуть через ступеньку в космической экспансии обернулась конфузом: Валентина Терешкова плохо переносила полёт, скрывала своё состояние от ЦУПа, сорвала программу экспериментов, не сумела без дополнительной инструкции сориентировать корабль «по-посадочному», а после приземления нарушила целый ряд инструкций, что возмутило специалистов и вызвало ярость Сергея Королёва. С тех пор, как известно, в отечественной ракетно-космической отрасли настороженно относятся к женщинам, претендующим на полёт в космос, и исключение было сделано лишь для Светланы Савицкой и Елены Кондаковой.
В США первую женщину-астронавта запустили на «шаттле» - в июне 1983 года ею стала Салли Кристен Райд. Это выглядит более логичным, чем в советском варианте: система «Space Shuttle» изначально создавалась как космический корабль для любого человека, а не только для специально подготовленного. Кроме того, НАСА накопило изрядный опыт по адаптации, располагало мощной тренажерной базой. С тех пор никаких особых проблем с женщинами-астронавтами не было: их общее количество давно перевалило за четыре десятка, и они вполне органично смотрятся в интерьерах Международной космической станции.
К сожалению, сегодня из-за известных проблем со снабжением МКС присутствие женщин на орбите опять поставлено под сомнение. Спрашивается: зачем они там нужны, если сама пилотируемая космонавтика едва дышит? Но ответ прост: одна из главнейших задач пилотируемой космонавтики, ради которой она вся и существует - расширение возможностей и сферы обитания человеческого вида, а человеческий вид, извините, без женщин расширяться не может. Думаю, китайские товарищи это прекрасно понимают, посему и пошли на такой эксперимент несколько раньше, чем требует логика развития их национальной космонавтики.
Есть ещё один аспект, требующий присутствия женщин в космосе. Наблюдения за обитателями полярных станций показали, что наибольшую эффективность демонстрируют коллективы, на треть состоящие из женщин. Интересно, что на период экспедиции между мужчинами и женщинами заключались добровольные временные «союзы», позволяющие разрядить сексуальную энергию. Эти маленькие романы не имели продолжения, но оказывались средством, которое позволяло сохранить внутреннюю стабильность и выжить в суровых условиях зимовки. Если когда-нибудь начнутся многолетние экспедиции к другим планетам, а на Луне и Марсе будут развернуты постоянные колонии, то женщины станут залогом их выживания. Но для начала нам, мужчинам, нужно признать неотъемлемое право женщин на равенство в космической (да и в какой-либо другой) сфере.
А вот секса на орбите пока не было. Но я уверен: СКОРО БУДЕТ!
С уважением,
Антон Первушин