Oct 08, 2011 13:26
Сто раз уже говорилось, что шакалам текст-процессора нельзя доверять. Но, признаться, и я иногда попадаюсь на их удочку. Вчера новостные ленты переполнили мрачные заголовки: "Россия не будет разрабатывать новую ракету", "Россия отказалась от разработки новой ракеты", "Новая ракета Роскосмосу не нужна", "Союз нерушимый, Русь бесперспективная" и так далее. Все эти заголовки появились в связи с выступлением перед Госдумой нового главы Федерального космического агентства Владимира Поповкина, в котором он заявил, что проектирование перспективной ракеты-носителя "Русь-М" будет приостановлено. Многие из моих френдов, сочувствующие делу космической экспансии, тут же принялись ругать Поповкина черными злыми словами и ностальгировать по эпохе Перминова. Некоторые сомнения появились и у меня. Однако достаточно было найти и прочитать подлинные цитаты из выступления Владимира Александровича, чтобы убедиться, насколько острые темы он поднимал и насколько адекватно воспринимает сложившуюся ситуацию. Принятые им решения могут, конечно, вызывать споры и нарекания, однако видно, что они вынужденные -- не Поповкин создавал десятилетиями ситуацию, к которой мы пришли, но именно ему придется всё это безобразие разгребать.
Несколько цитат из реального выступления (выделения жирным шрифтом мои):
...Загрузка предприятий сегодня составляет всего 33 процента. Но при этом одни предприятия перегружены и требуют модернизации, другие - просто недогружены. Кадровая проблема заключается в том, что 45 процентов сотрудников старше 60 лет. Наконец, еще одна проблема - несоответствие структуры отрасли современным требованиям. Мировой космический рынок - это порядка 267 миллиардов долларов в 2010 году. Россия "держит" всего 3 процента. В космической отрасли мы занимаем неоправданно низкую нишу. В связи с этим была пересмотрена Федеральная космическая программа. В первую очередь планируется сосредоточиться на создании новых средств дистанционного зондирования Земли, навигации, предупреждения о чрезвычайных ситуациях, метеорологии, телекоммуникации и связи. Второй приоритет - научный космос. И третья задача - пилотируемые полеты. К 2015 году планируется увеличить группировку космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции с 26 аппаратов до 48, а группировку ГЛОНАСС с 24 до 30.
Новая ракета нам не нужна, мы можем летать на существующих. Поддержку на разработку новых ракет мы получили, но мы программу прекратили. Там средств выделено меньше, чем реально требуется, и ни о каком запуске в 2015 году или 2018 этой новой ракеты с Восточного речи быть не может. Принято решение пока построить стартовый комплекс ракеты «Союз-2», и с помощью её отработать новый космодром и новые трассы...
Мы попытались заглянуть в 2050 год. Приоритетом должна стать Луна, затем Марс... Нам еще предстоит отыскать баланс между гос.управлением отраслью и рыночными механизмами.
Вокруг каждого руководителя поляна зачищена настолько, что его убрать практически невозможно. Поэтому каждому руководителю мы дадим по молодому заместителю, который через год должен его сменить.
Сегодня реализуется контракт с американцами, который для нас убыточен. Только в 2014 году выйдем из этой убыточности...
Порой электронная база доходит до 100 процентов импорта. Но сегодня разработана программа по переходу на отечественные компоненты...
Необходима модернизация отрасли. Я честно говорю, мы сегодня вынуждены пойти на создание совместных предприятий с некоторыми западными компаниями для того, чтобы у нас построить технологические циклы разработки, строительства и производства космических аппаратов мирового уровня. Куда с этими аппаратами идти? В Европе и США нас не ждут. Надо восстанавливать те отношения, которые были у СССР с нашим традиционным рынком. Это - Южная Америка, Африка, Юго-Восточная Азия, то есть это не те страны, куда у нас любят ездить...
Жаль, что в Сети нет пока полной расшифровки записи. Все перечисленные проблемы действительно актуальны и нуждаются в скорейшем решении. И даже в таком, самом общем, виде план выглядит умным. Остается только пожелать удачи. А "Русь-М" и "Ангара" еще когда-нибудь полетят -- верю в это!
С уважением,
Антон Первушин