Микро - Роман с Прологом, Эпилогом, и Лирическими отступлениями.
Пролог.
Духота августовского дня всё не спадала. "Морской бой" был в разгаре ...
В дверях автобуса наконец возник наш водитель с пачкой паспортов в руке. Протянув их сидевшему на первом сидении, он достал из кармана ещё два, раскрыл и прочитав фамилии устало произнёс : "Идите к начальнику таможни."
Я и моя спутница (паспорта были наши) побрели к вагончику с таможенным начальством. "Заходите. По одному", - апатично пробурчал дежурный. Я вошёл первый.
Меня встретил взгляд изподлобия и вопрос : "Что Вы делали на Украине?"
Отдыхал.
"Месяц отдыхали?!" Вопрос дышал неподдельным недоверием...
Да. Отдыхал. На море.
Мой спокойный и уверенный тон немного поколебал позицию службиста. Задав ещё несколько вопросов (наверное, чтоб не "уронить" свою солидность), он бахнул в мой паспорт печать и протянул его мне. "Счастливого пути. Пусть девушка зайдёт".
Моя спутница вышла улыбаясь. "Такой любезный !" , несколько удивлённо произнесла она...
Я возвращался в Кишинёв. Месяц у Моря ! Потрясающе !
И то, что украинские "стражи границы" приняли меня за гостарбайтера, совсем не испортило настроения. Даже развеселило слегка.
Это лето подарило мне Евпаторию. Город с тысячелетней историей.
Одним из его символов является Никольский собор. Монументальное здание. Величественное и лёгкое одновременно.
Внутри особо поразила икона Богоматери с Младенцем.
По манере живописного письма очень напоминает стиль М. Врубеля.
И, ещё - чудом сохранившееся табличка с именем Бернардацци.
Александр Бернардацци. Итальянец. Русский итальянец.
Его отец (Архитектор) и дядя ("Каменных дел мастер") приехали в Россию в начале XIX века.
Работали у Монферана на строительстве Исакиевского собора.
Затем в Пятигорске, обустраивали только что возникший курорт.
Александр продолжил семейную традицию.
Учёба в Санкт-Петербурге.
Затем Кишинёв. 22 года в должности Главного Архитектора !
По его проектам в Кишинёве было построено более 30-ти зданий.
Не все сохранились...
Но некоторые и по сей день, как жемчужины, украшают столицу Молдовы.
Церковь Св. Пантелеймона.
Старожилы иногда называли её Греческой ( строилась на пожертвования предпринимателей, братьев Синадино - греков по происхождению ). А улица, на которой она стоит, по справедливости называлась Синадиновской. ( Улица дважды переименована, и оба раза, увы - в угоду политической конъюнктуре ).
Женская гимназия княгини Дадиани. Водонапорная башня
( фото 70-х годов ХХ века )
Три сооружения, совершенно разных по назначению.
Храм. Школа. Водокачка.
Так они выглядели 100 лет назад:
Все современные фотографии: Александр Павлов
Вы конечно помните фильм "Необыкновенные приключения итальянцев в России". Сюжет закручен вокруг поиска сокровищ.
Но, если копнуть глубже, выяснится: в России действительно есть сокровища итальянского происхождения. Причём весь мир, как россияне так и иностранцы, воспринимают их как чисто русское национальное достояние. Это один из символов России - Московский Кремль. Однако, если Вам удастся побывать в Милане, то возможен средней тяжести шок. Гуляя по городу, Вы вдруг увидите что-то до боли знакомое. Возможно, даже подумаете, - не наваждение ли ? Кремлёвские стены и башни... В итальянском городе Милане.
Милан - Замок Сфорца (фото: Giovanni di Dall Orto) Москва - Кремль (фото: alexbr)
XV -XVI века, итальянские зодчие строили Москву. Вот их имена: Пьетро Антонио Солари, Алевиз Старый и Алевиз Новый, Антон Фрязин, Аристотель Фиорованти ...
Аристотель Фиорованти построил один из красивейших (не только в Москве, но и вообще в России) соборов.
Успенский Собор в Московском Кремле (1475 - 1479).
Лирическое отступление.
Понаехали ! Понимаете-ли ...!!!
За "длинным" пессо ( долларом, рублём,...). И - преимущественно мужчины ( мужчина - женщина, - примерно 1 : 10 ).
И нет, чтоб работать, понимаете-ли ...
Так ещё и танцевать стали ( и что-то ужасно непристойное - какое то "Танго" ).
Случилось это в стране под названием Аргентина. Чуть больше ста лет назад.
Интересная деталь: среди тех "понаехавших" было много итальянцев ...
И вновь о Бернардацци.
Сооружения, о которых было рассказано высше, достаточно известны. Однако в Кишинёве сохранились здания, построенные по проектам Бернардацци, о которы знают далеко не все.
Вот два из них:
Жилой дом, интересный ещё и тем, что в 20 -30 годы XX века принадлежал выдающейся оперной певице
Лидии Липковской.
А это особняк Рышкану - Дорошинских ( 1870-е годы)
Через сто лет ( 1960 - 1970 ) в нём размещалось Республиканское правление общества "Знание".
Сейчас ( последние два десятилетия ) бывший дворец заброшен и потихоньку разрушается ...
фото ( особняки Липковской и Рышкану) : Александр Павлов.
...................продолжение следует.