Маруся и родная речь

Sep 20, 2013 21:37

Марусе месяц назад исполнилось три года, она пока связно не говорит, но в ее речи начался качественный скачок, первый с прошедшей зимы: она стала говорить много слов и повторять почти любое слово. Понятно, что скоро заговорит. Она уже и сейчас говорит иногда фразы из трех слов. Например, еще в начале июня, идя на праздник в горпарк и не видя никакой праздничной суеты, она с удивлением спросила: «Мама, где ля-ля?» («Где музыка?»). А ее первая фраза из двух слов была сказана 7 января, когда мы уезжали от гостей: «Тётя, пока!»

Первые длинные слова, появившиеся в ее лексиконе месяц назад, были «апельсин» и «обезьяна». Когда мы недели две назад при ней об этом говорили, она вдруг выдала нам без запинки: «Абезяна, апельсин, мясо, шарики!» Именно так. И смеется… Звуки Р, Л, З и некоторые другие ей не даются, она их проглатывает или вообще не повторяет слово, в котором таких слишком много.

Интересно, что она хорошо запоминает стихи. Есть у нас три книжки про животных с несложными стихами, которые ей уже раз пятьдесят прочли, в основном бабушка. Оказалось, что Маруся хорошо их запомнила и может повторить последнее слово почти у каждого двустишия (там парные рифмы, по типу ААББ). И вот тут особенность: слова, которые она давно говорит по-своему - «бибиля» (машина), «бум-бум» (индюк), «пи-пи» (птица или мышка), - она так и произносит, не хочет говорить правильно, упорствует. Сегодняшний пример: в упомянутых выше двустишиях есть такое (про австралийского страуса казуара):…Тёмных перьев жесткий тюк,
С бородою, как индюк…
Читаю, останавливаюсь в конце каждой строки, чтобы она завершила. В конце первой строки она правильно произносит «тюк» (ей это слово очень нравится), а во второй строке вместо «индюк» говорит «бум-бум», то есть на лету производит подстановку!

Другие хохмы со словами. Маруся придумала свою «бибилю» сама, от звукоподражания «би-би» (от взрослых) с добавлением суффикса «-ля» (от каких-то других слов). И вот недавно она должна была на мой вопрос ответить «яма» («упал в яму»), а поскольку на ее лексиконе упасть, это «бам!», то она по типу «бибили» на лету придумала слово «бамиля» («бам бамиля!»). Я ее тут же поправил: «яма»! Она повторила «яма». Этот неологизм не закрепился.

Я считаю ее абсолютным словотворческим шедевром слово «Кукуня!», что означает «Дай посмотреть!» Это произносится по 20 раз на дню. Я сам говорю это слово - вопреки мнению логопеда, который считает, что нельзя повторять за ребенком его «неправильные» слова. М. считает, что «кукуня» произошло от игры в прятки, мол, «ку-ку! я здесь, посмотри на меня!»

Еще о суффиксах. Маруся давно уяснила, что суффикс «-ка» - уменьшительный, ласковый. Поэтому еще недавно она говорила «папака», то есть «папа+ка». Не так давно она поняла, что есть еще один ласковый суффикс - «-чка», и соорудила: «папкачка!». То есть «папка» она уже научилась слитно произносить, и еще прибавила «-чка». Несколько раз произносила «мапочка». Запуталась.

Любимые сказки у Маруси - про Буратино и Айболита. «Буратино» она вообще отказывается произносить, а Айболита называет примерно так: «Абибит». Свое имя она произносит как «Матя», а мамино - «Манана» (с умягченными Н).

Через пару недель Маруся начнет ходить в садик. А в детском коллективе речь должна развиваться быстрее, думаю. Это мы готовы понимать её «бум-бумы» и «пи-пи», а там народу много, не будут же все - и воспитатели, и сами дети - запоминать, кто какие слова выдумывает из 25 детей?

У Маруси хорошо с физподготовкой, с координацией. Вчера она сразу научилась кувыркаться через голову. Может ходить на руках, когда я держу ее за ноги. На днях прошла по полу на руках метров 8 за несколько приемов. Но обычно много не получается: она становится на руки, ее это очень веселит, она беспрерывно смеется, а когда смеешься, мышцы расслабляются, и ходить на руках не получается. У нас тут есть школа гимнастики имени Латыниной. Будем водить Марусю не только в садик, но и на гимнастику.
 

быль, словеса, Маруся, вехи

Previous post Next post
Up