Планктон выбирает дауншифтинг
Дауншифтинг (downshifting) - это переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей все свободное время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней, а также отказ от предметов роскоши и карьерных перспектив в будущем.
Само понятие
карьера в большинстве случаев связывают с постоянным движением вверх, с покорением новых рубежей, а также с профессиональным и должностным ростом. Но приверженцы дауншифтинга своим примером показывают, что, по карьерной лестнице можно не только подниматься, но и спускаться, причем абсолютно добровольно.
Движение современных "отказников" от их более успешной бизнес-жизни противопоставляется образу яппи - молодого, невероятно честолюбивого и амбициозного белого воротничка, придерживающегося своеобразного мировоззрения. Работа и карьера, непременно с жесткой установкой на лидерство, для яппи кумир номер один, имидж и социальный статус - кумир номер два. Любой успешный карьерист-яппи является заложником собственного положения: его траты направлены на приобретение престижных вещей ради очередного карьерного рывка, и так может продолжаться до бесконечности.
Главный внешний признак дауншифтинга - отказ от карьеры в таком её виде - замкнутого круга бесконечного потребления, демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых обществом, ради иных жизненных ценностей, прежде всего семьи, хобби, психологического комфорта и заботы о собственном здоровье. По сути, дауншифтер - это человек, дошедший до ручки - нервного срыва, депрессии, которому уже не помогают успокаивающие нервы медикаменты. Не большие деньги и красивые машины делают его несчастным, а то, КАК он их добивается.
Слово дауншифтинг заимствовано из лексикона автомобилистов - так называется переключение коробки передач на меньшую скорость. Но как гласит поговорка: Тише едешь - дальше будешь, т.е. при таком ритме достигнешь большего, нежели новая машина, яхта и замок, а именно - найдешь себя и гармонию с самим собой. В каком-то смысле дауншифтинг можно рассматривать как этап к апшифтингу - полному отказу от прошлой жизни. Но апшифтинг свойственен только радикалам в поиске себя.
Апшифтеры - это радикально настроенные дауншифтеры, предпочитающие вообще сойти с дистанции, занявшись совершенно иным видом деятельности и пожертвовав наработанным за долгие годы статусом и положением, в то время как большинству бывает достаточно спуститься вниз на одну-две ступеньки карьерной лестницы, уменьшив объем ответственности и должностных обязанностей. Существует вариант и временного дауншифтинга, с возможность возобновления карьеры после тайм-аута.
Классический западный дауншифтинг (с понижением доходов) - это всегда революция в ответ на требования компании. Дауншифтер - корпоративный бунтарь, неожиданно подставляющий свою компанию (да и отрасль в целом). Таких не берут в космонавты, то есть в "Procter"&Gamble, Mars и прочие цитадели коммерческой стабильности. Самое интересное, что как раз такие компании и являются основными производителями дауншифтеров - корпоративная этика требует многого, давая взамен лишь деньги и статус, значащие для человека далеко не всё.
Вместе с солидными заработками, красивой жизнью и уважением окружающих нередко настигает целый букет заболеваний - результат сгорания на работе. Дауншифтинг в таких условиях является, как правило, вынужденным, о нем задумываются, лишь когда вопрос встает ребром: или карьера, или здоровье. Чуть менее важным основанием для отступления является стремление минимизировать юридические риски - меньше знаешь - лучше спишь (меньше будет способов придраться к тебе у работников органов). Желание проводить больше времени с семьей и детьми или посвящать себя любимому делу тоже приводит людей к идее ограничить свои аппетиты на работе.
Следует помнить, что чем раньше человек начнет прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу - тем меньше вероятность, что ему придется от чего-то отказываться - "играть на понижение". В классическом понимании дауншифтинг - это всегда выбор между доходами и стрессами, с одной стороны, и душевным комфортом за меньшее вознаграждение, с другой. Так что выбор всегда за вами, а не за вашим руководителем и партнёрами.
По сути, дауншифтер - это человек, дошедший до чертиков - нервного срыва, депрессии или кризиса аутентичности. Но не всегда именно большие деньги и красивые машины делают его несчастным, а то КАК он их добивается. Проще говоря, этот человек занимается тем, что ему не нравится, не получая при этом никакого удовольствия. И совсем не факт, что ему нужно будет отказаться от денег и удобств цивилизации, чтобы обрести свое истинное Я (или истинные - их может быть множество).
Во многих западных и российских рассуждениях о дауншифтинге есть элемент лукавства. В них почти всегда задается установка ИЛИ "ИЛИ". Или деньги. Или счастье. Они говорят нам: Ок, ты можешь больше времени уделять своей семье, быть счастливым, но тогда у тебя будет меньше денег, социального признания и комфорта. И хорошенько подумай, ведь обратной дороги нет!
Противопоставление карьеры другим более интересным делам наметилось давно: приемлемость цены за успех, богатство, роскошь ставится под сомнение еще с библейских времен. Заметим, что наделавшая много шума книга шведских профессоров буквально вызывает современного менеджера на подвиги в духе дауншифтинга. За описаниями модели бизнеса будущего скрывается жажда настоящего, интересного, захватывающего действия. Но для дауншифтинга важнее другое, потому что действий и так совершается слишком много. Не лучше ли установить некоторое состояние гомеостатического равновесия со средой? И если мы хотим развития, то за чей счет, на чьих ресурсах оно должно осуществляться, и какова плата за использование этих ресурсов?
Вспомним о знаменитый доклад 1987 года "Наше общее будущее", более известный как “Brundtland Report”. В нем впервые был употреблен термин устойчивое развитие. Развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не принося в жертву возможности будущих поколений исполнять свои желания.
Современные западные идеологи дауншифтинга часто формулируют задачу не как отказ от карьеры, а как способ жить проще, счастливее и в согласии с окружающей средой. Инициатор ежегодной Национальной недели дауншифтинга (National Downshifting Week) Трейси Смит, кстати, тоже англичанка, мигрировавшая во Францию, дает советы не только сотрудникам корпораций. Например, что касается детей, то они могли бы позаботиться об экономии бумаги или завести при школе огород и живой уголок. А корпорации могли бы отдавать устаревшую мебель благотворительным организациям, использовать более экологичный транспорт, помогать сотрудникам покупать экологически чистые продукты и так далее.
В идеале, чтобы построить дорогу к самому себе, не нужно ломать свою карьеру и становиться аскетом. Нужно лишь понять, чего же я ХОЧУ на самом деле. Проблема отказа от чего-либо будет актуальна в том случае, если болезнь сильно запущена и человек долгие годы наступал на горло собственной песне. Забывал о своих мечтах, личностном росте, духовных ценностях.
Получается, что настоящая цель дауншифтера - совсем не в том, чтобы бросить высокооплачиваемую работу и навредить компании, а чтобы найти СЕБЯ. В таком случае логичнее говорить не о дауншифтинге, а об апшифтинге :) (upshifting). Классический западный дауншифтинг (с понижением доходов) - это всегда революция. Апшифтинг больше похож на эволюционное восхождение и развитие.
подробнее Чем раньше человек начнет прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу - тем меньше вероятность, что ему придется от чего-то отказываться - играть на понижение. Что же мешает прислушаться к себе? Часто такой помехой являются чужие цели и установки. Например, при выборе вуза папа может навязать своему ребенку профессию журналиста. Родитель так мечтал сам стать акулой пера, да не вышло. Вот он и переносит свою нереализованную мечту на сына.
Считается, что в России дауншифтинг отличается тем, что люди стремятся не к чему-то позитивному, а скорее бегут от чего-то неустраивающего здесь. На Западе это явление не связано с экономическими мотивами и невозможности подняться в своей стране, у нас же изначально дауншифтинг выглядел как особый вид миграции. Именно в другие страны, где ожидается и большая свобода, и лучший климат.
Очень часто россияне уходят в пожизненный заграничный отпуск по схеме: сдать квартиру в своем городе - жить на эти деньги где-нибудь на море. Начав в 90-х с Гоа, наши беглецы освоили теперь Латинскую Америку, Восточную Европу, Индию и других азиатских странах. Таиланд, давно считающийся столицей мирового дауншифтинга, теперь становится популярным и среди славян. Собственно, отъезд в Европу или Африку из-за невозможности реализоваться на Родине было вполне обычным делом для дореволюционной России.
Так поступали Бунин, Герцен и многие другие. По мнению социологов из ВЦИОМ, в России дауншифтинг сможет принять классическую западную форму только тогда, когда в стране сформируется нормальный средний класс. На данный момент можно говорить о 4-5% дауншифтеров среди населения, но с каждым годом число выбирающих такой путь, причем в его классическом понимании, увеличивается.
Дауншифтеры объединяются для того, чтобы помогать друг другу достигать поставленных целей, создать интересное и комфортное пространство для общения и обмена опытом, помочь реальным и потенциальным дауншифтерам совершить осознанный поворот к самим себе. Другая важная цель - донесение смысла дауншифтинга до бизнес-сообщества для создания эффективного сотрудничества, а не противостояний корпораций и дауншифтеров. Так, австралийские дауншифтеры объединяются в Союзы ставят перед собой задачу к 2015 году обратить в свою веру каждого второго.
Самые известные интернет-порталы - The Northwest Earth, The Simple Living Network, Think Simple Now - "Creativity", Clarity and, Live Well Simply - Better Living Through Simplicity. На волне объединений в Европе в Амстердаме в 1932 г. была создана Международная федерация хостелов - IYHF. Трейси Смит, англичанка, мигрировавшая во Францию, организовала Ежегодную неделю дауншифтинга (благодаря своей популярности теперь это уже не National, а InterNational Downshifting Week). Причем ее инициатор дает советы как частникам по поводу их развития и присоединения к движению, так и сотрудникам корпораций и образовательных учреждений для детей. В России первое сообщество дауншифтеров основано в августе 2006 г., затем получили распространение комьюнити в живом журнале, социальных сетях и т.п.
В последнее время, начиная с первых годов XXI века, пенсионеры активно начали путешествовать и проводить зиму в теплых краях. А когда приезжают оттуда, начинают понимать, что жить там лучше, чем здесь. Вот и уезжают навсегда.
Многие обычные пенсионеры становятся дауншифтерами. Причем в самом классическом смысле этого слова - они оставляют все, и живут на деньги от сдачи квартиры. Они больше не переживают ни за маленькую пенсию, ни за отсутствие отопления, оды и так далее. Многие хоть и не планируют при этом становиться официальными эмигрантами, но и возвращаться им тоже не нужно. Например, за те деньги, за которые обычные песионеры сдают квартиру, в какой-нибудь южной стране, например, Турции или Французской Полинезии можно жить, ни в чем себе не отказывая, а в России эта сумма - даже не деньги.