"Обливион" - сборная солянка, или В поисках интертекста

Apr 15, 2013 19:58

Размышления в духе "что будет после армагеддона" - это, пожалуй, самый распространенный сюжет в постмодернизме. Да и как его не любить современным авторам, если сама приставка "пост" обязывает говорить о том, что будет: раньше был модернизм с его декадансом и ожиданием апокалипсиса, теперь настало время подумать и о жизни "после". Постапокалиптические сюжеты (будь то кино или книга) всегда в ТОПе, и на то есть ряд причин.

Во-первых, людям всегда интересно узнать, каково их будущее, пусть и даже самое страшное. Во-вторых, как правило, постапокалиптические творения созданы в жанре утопии/антиутопии, а значит, всегда поднимают острые социально-политические темы. Главная из них - что есть идеальное общество и почему невозможно его построить. Эти два вопроса, над которыми не одну сотню лет бьется человечество, делают книги и фильмы-антиутопии хоть и похожими, но одинаково глубокими. Вспомним "Эквилибриум", "Голодные игры", "Метро 2033", "Матрицу", наконец. В каждом произведении, если стряхнуть налет фантастики и экшена, мы найдем то, над чем стоит задуматься: что есть мир без войны, почему мы увязли в матрице куплепродажных отношений, в чем истинная суть демократии, каковы на самом деле отношения между центром и его провинциями.

Когда я увидела трейлер "Обливиона", я обрадовалась: давненько не выходило на экраны фильмов про постапокалиптический мир. С надеждой на тонкий намек глубокий смысл я пошла на премьеру и… разочаровалась. Нет, фильм снят неплохо: картинка не лишена масштабности, но вот, к сожалению, этого нельзя сказать об идее киноленты. Авторский намек оказался таким тонким, что едва уловим, отчего создается ощущение недоделанности и непродуманности. Что хотели сказать создатели, включив в сюжет мотив клона? Что человечество погубит само себя раньше, чем случится катастрофа вселенского масштаба? Зачем тогда на горизонте маячит корабль пришельцев? Или он символ нашего самодурства? Или это предупреждение не лезть в космос? А может быть, все это вместе?

Задумка лично для меня осталась недопонятой. Не исключено, что инопланетный разум - аллегория на некий мировой заговор, мировое правительство, под чью дудку мы все танцуем, вернее, по чьему приказу друг друга убиваем. В этой связи вспоминается рассказ Сергея Лукьяненко "За лесом, где подлый враг", в котором люди годами стреляли по силовому полю, от которого отскакивали пули, и люди думали, что это враг наносит по ним удар.

Возможно, отсутствие четкой идеи объясняется тем, что в фильме слишком много интертекста - ворованных сюжетных мотивов. Вот какие я нашла:
1. "ВАЛЛ-И". Люди покинули Землю, но остался один мастер, который следит за порядком.
2. "Матрица". Пока одни наслаждаются раем, другие прячутся в катакомбах от машин, только вместо охотников-спрутов в "Обливион" мы видим дроидов-колобков. С великой трилогией Вачовски это кино роднят и огромные человеческие плантации.
3. "Остров". Клоны. Они, как и в классике космического кино - "Звездных войнах", вновь замешаны в военном конфликте.
4. "Я, робот". Мир спасает герой, который оказался иным и сумел преодолеть заштампованность.
5. "Терминатор". Миром правит искусственный интеллект. Куда ж без него в постапокалиптическом мире?
6. "Эквилибриум". Мотив спасения шедевров искусства хоть и слабо выражен, но он есть.

Все это сделало "Обливион" сборной солянкой, но в отличие от этого блюда, вкус фильма оказался пресным и невнятным.

рецензия

Previous post Next post
Up