В глобальной паутине в целом и ЖЖ в частности я видела много положительных отзывов о фильме "Духless", и мы с мужем даже решили на него пойти, но в последний момент передумали. И правильно сделали...
Максим Андреев живет красиво и богато, хоть и во грехе: пьет, курит, нюхает, прелюбодействует. В общем, ничем не отличается от типичного московского светского льва. И Макса все устраивает до тех пор, пока Путин в костюме Бэтмена не спустился с небес к обкурившемуся герою героя не уволили и не кинули на бабки. Тут-то у Максима и прояснилось... Думаете, это экспозиция? Нет, это весь фильм, сюжет которого настолько прост и традиционен, что его можно упаковать в схему "Олег жил, Олег бухал, Олега выкинули на свалку".
Фильм Романа Прыгунова хоть и снят по одноименной книге Сергея Минаева, но все же в значительной степени отходит от своего прототипа. Отличительная особенность романа (впрочем, как и многих книг Минаева) - это диалоги главного героя с самим собой. Минаевские тексты с явной отсылкой к "Исповеди сына века" Мюссе и "Героя нашего воемени" Лермонтова рассказывают о прожигателе жизни, который от скуки и бесцельности растрачивает свои недюжие способности по мелочам. В фильме неординарную личность мы не видим. Перед нами пустой человек с пустой головой, который не только бездуховный, но еще и бесчувственный.
Спасительница Юля тоже не удалась: никакого идейного рвения и желания горы свернуть. Создается впечатление, что и ей, как и Максиму, нечем заняться, вот она и сходит с ума, организовывая эксцентричные акции. Эпизоды с ночным флеш-мобом (картины лазером) и больными детьми могли бы спасти фильм, но в них не хватает эмоций и энергии. Да и само спасение выглядит уж слишком нелогичным и непонятным: то ли любовь сдюжила похоть, то ли предательство компаньона уж слишком больно ударило по голове.
Игра актеров скудна на эмоции и весьма дурна, а образы получились бледными и едва очерченными. Гавный герой в исполнении Козловского вообще плоский, как лист бумаги, выкрашенный с одной стороны в черный, а сдругой - в белый цвет. Создатели возьми да и переверни в один прекрасный момент листок белой стороной, посчитав, что так они сделают Макса чистеньким, как слеза ребенка. Режиссерский ход с буквализацией фразы "выкинутый на свалку" и толстовской сценой восхищения небом тоже не помог. Не убедительно.
Возникает вопрос: что хотел создать Прыгунов? Фильм-катарсис? Но тогда почему герой столь неинтересен, без самокопаний и бурного мыслительного процесса? Фильм-антиутопию? Но где тогда всероссийский масштаб? Даже пустоту жизни офисного планктона, который "усердно" трудится в загончиках для молодняка, показать не удалось, ибо одной истеричной речи Макса для этого явно недостаточно. В итоге получился не самый удачный микс уже известных российскому зрителю фильмов "В движении", "21 сигарета", "Пикап", "Попса", "Про любoff/on" и иже с ними.
Таким образом, восторженные отзывы об этой картине явно преувеличены. Их авторы либо никогда не смотрели фильмы с сюжетом о катарсисе, либо никогда не читали подобных книг. Показать пошлость богача и его внезапное прозрение еще не значит убедить зрителя, что бездуховная жизнь плоха. Фильм оказался поверхностным, без проникновения в философию людей духless, без должной мотивации поступков, без искреннего раскаяния.