![](http://media.ffclub.ru/up137298-1326375461_poster.jpg)
"Не важно, какую маску ты носишь, важно, что под ней", - таков девиз всей трилогии о Темном рыцаре и финальной истории о Бэтмене в частности. И хотя создатели киноновинки главным слоганом третьей части называют фразу "И вспыхнет пламя", все же социальный конфликт уходит в фильме на второй план, уступая место психологическому.
Как и вредыдущих частях, ключевым в "Легенде" становится выбор между личным и общественным. Брюс Уэйн никак не может решить для себя, что ему делать: оставаться и дальше под домашним арестом из-за якобы убийства прокурора Дента, бороться за город или навсегда похоронить Бэтмена, начав спокойную семейную жизнь где-нибудь вдали от Готэма. В сторону первого его тянут обещание Гордону и страдания по убитой возлюбленной, в сторону последнего - лишь неубедительные доводы Альфреда. Но тут неожиданно в столь интимное дело вмешивается злодей в железной маске, и выбор вроде как сделан: Бэтмену надо вновь браться за дело, тем более что народ уже заждался новых трюков Летучей мыши. Однако фильм Нолана - это не комиксы, поэтому Брюсом движет не благородство и желание справедливости, а эгоистичная жажда смерти. Мол, я устал, я ухожу... Он идет на бой с Бэйном ради одного - быть убитым. Такова завязка "Легенды", после которой и начинается все самое интересное, которое условно можно обозначить как "преодоление эгоизма на благо всего мира".
И поклонники, и противники творчества Кристофера Нолана знают: в его работах "всё просто" не бывает никогда. "Темный рыцарь. Возрождение легенды" не стал исключением. Прославленный режиссер задает здесь серьезные вопросы, ответить на которые можно, лишь приложив усилия. Поэтому если вы ждете от кино только спецэффектов и экшена, то не стоит тратить почти три часа своего времени на просмотр последнего творения Нолана. Кое-где "Легенда" может показаться нудной и затянутой, но это издержки глобального замысла - вознести обычного человека до уровня героя. Наверное, где-то Нолан перестарался, и персонаж Кристиана Бэйла подчас выглядит чересчур депрессивным. Многие критики обвинили режиссера не только в затянутости и натянутости сюжета, но и в том, что комиксов, вопреки замыслу, оказалось тут слишком много. Уж не знаю, что нужно этим "кинознатокам", раз уж "фирменный" чудо-мотоцикл и "волшебный вертолет", по их мнению, здесь лишние. По мне, так эти гости из фантастичного мира комиксов о Бэтмене, равно как и очки Энн Хэтуэй в виде ушек, ничуть не портят фильм, а наоборот, напоминают нам о том, ради кого мы, собственно, все здесь собрались.
Совсем не по правилам комикса фильм изобилует не только тщательно подобранными диалогами с нотками психологизма, но и множеством символов, метафор и аллегорий. Не успели мы еще вникнуть в действие, как жемчужные бусы леди Уэйн уже превратились в символ капризного эгоизма, ядерный реактор - в воплощение обратной стороны прогресса, взрывчатка, подмешанная в бетон городских построек - в аллегорию двойственности политического устройства, а колоритная тюрьма в виде глубокой ямы вообще воздвиглась на уровень архетипа. Кстати, излюбленные нолановские подсознательное и бессознательное в конечном итоге перекрыли всё. И вот уже волнительный подъем Уэйна по тюремной стене без страховки - это не просто преодоление своего эго и страхов, а настоящее ВОЗРОЖДЕНИЕ, переход из царства мертвых в мир живых.
Между тем, конфликт личный неразрывно связан с социальным, который можно обозначить традиционным для всей трилогии вопросом: Готэм должен быть разрушен или Готэм должен быть спасен и кто в праве это решать? В отличие от первой части "Бэтмен. Начало", где мысль стереть с лица Земли коррумпированный и увязший в грязи город выглядит вполне логичной, в последнем фильме все не столь очевидно. Вроде бы с преступностью покончено, злодеи повержены, а мафиозная верхушка уничтожена. Почему же приходят мстители все из той же Лиги теней? Не потому ли, что порядок в Готэме построен на обмане и главный блюститель закона прокурор Харви Дент - преступник, каких свет не видывал? Вспомним, как в финале второй части Уэйн и Гордон понимают, что если люди узнают о том, кем стал Белый рыцарь, они потеряют надежду и веру в добро. Бэтмен просит комиссара сохранить репутацию Харви незапятнанной и берет вину за совершенные им убийства на себя. Дента хоронят, а Бэт-сигнал разбивают. Крепость добра не построить на лжи - слишком непрочным будет здание. А где тонко, там, как известно, и рвется, поэтому когда с легкой руки злодея Бэйна народ узнает об обмане, вера в добро и справедливость сразу же улетучивается, уступая место анархии. И уж тогда-то точно "вспыхнет пламя". Да-да, прямо из искры, как любят говорить революционеры.
![](http://s5.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/543/5432aa5b-273a-4999-b35e-32fc7353f388/p_F.jpg)
Однако в любом противостоянии есть две силы, поэтому винить в появлении террористов исключительно огрехи политической системы нельзя, ибо где есть люди, всегда есть личные интересы. Вот и у волны терроризма, накрывшей Готэм, была личная подоплека, прикрытая святой идеей свободы, - эгоистичное желание обиженной в детстве девушки отомстить за отца. Да уж, что ни говори, а Нолан - страстный поклонник старины Фрэйда - в любой истории найдет место дестким комплексам и страхам. Как ни крути, а корень вселенского зла, по-мнению режиссера, в личных амбициях и эгоизме. Они и только они стоят у истоков и экстремизма, и коррупции, и всей гнилой системы. И это - принципиальная позиция Нолана относительно всех мировых революций.
И все же в центре киноленты не борьба с террором, а личность самого героя, которого Нолан создал не по образу и подобию суперчеловека со сверхспособностями, а по законам вполне реалистичным. Этот герой ошибается, терпит неудачи, падает и вновь поднимается. Он такой же, как и все мы, потому что героем, по большому счету, может стать каждый. И для этого совершенно необязательно обладать мастерством нинзя, достаточно в трудную минуту накинуть на плечи отчаявшемуся подростку пальто и сказать, что все будет хорошо... Именно поэтому нет никакой разницы в том, какую маску или лицо ты носишь, весь секрет в личных установках и принципах. Вот почему у "Темного рыцаря" открытый финал: на смену одному герою сразу приходит другой, и уже не важно, какой образ он себе в итоге выберет - мрачного Бэтмена или яркого Робина. Маска - всего лишь условность, главное - чтобы в тебя верили, ведь только так можно возродить легенду.