Недавно прочла нашумевший бестселлер Дмитрия Глуховского "Метро 2033", повествующий о нелегком существовании уцелевших после ядерной войны людей. Мир уничтожен, отравлен радиацией, и все, что осталось, - это московские станции метро, превратившиеся в небольшие государства.
Признаться честно, я настроилась на эту книгу как на очередное попсовое творение, написанное с целью срубить побольше денег с наивных читателей. К моему великому изумлению, я ошиблась. Конечно, роман Глуховского не "Кысь" Татьяны Толстой, он однозначно не попадет в разряд классики, но все же заставить задуматься он явно может. Безусловно, чтобы оценить всю прелесть романа, нужно быть достаточно осведомленным в области истории и психологии, но и средненький читатель по достоинству оценит занимательный сюжет книги.
Похоже, автор решил провести эксперимент: на страницах своего произведения он вывел ВСЕ без исключения формы политической организации общества. Тут есть и первобытный строй (станция "Парк Победы", населенная дикарями с их наивной верой в Великого Червя), и некое подобие Античности ("Полис"), и фашизм, и коммунизм, и, конечно же, высшая форма - демократия ("Ганза"). Их последних сил цепляясь за ушедшую навеки жизнь, люди пытаются восстановить в метро те основы государства, которые им были известны. ВСЕ без исключения пытаются построить ИДЕАЛЬНОЕ общество. Действительно, разве строители коммунизма или адепты фашизма в 20-м веке не мечтали о том же? Потеряв опору, человек, дабы окончательно не потерять желание жить, должен хоть во что-то верить. Вот почему в книге, наряду с общественными формациями, представлен весь спектр религиозных воззрений: здесь вы найдете и мистиков, и сатанистов, и свидетелей Иегова (куда ж без них?). Все люди во что-то да верят: в Рай и Ад, в разум и провидение, в человека и эволюцию, ибо человеческое существо, как в воздухе, нуждается в вере...
Однако книга не о вере и даже не о политике. Все эти сквозные темы и проблемы подчинены одной цели - показать человеческую глупость и ограниченность. Да, люди спаслись в метро, выжили ценой неимоверных усилий и... тут же устроили кровопролитные войны по захвату новых станций. Да, все пытаются построить пусть маленькое, но идеальное государство, забыв, что ни одно из них не уцелело. Да, Кольцевую линию превратили в мощнейшее капиталистическое общество, но разве не капитализм и демократия - венец исторического устройства - привели к ядерной войне? Апокалипсис ничему не научил человека. Он по-прежнему убивает, грабит, насилует и рвется к власти. Он САМОУНИЧТОЖАЕТСЯ. Ни радиация, ни лезущие со всех дыр мерзкие твари не представляют такой опасности, как сам человек.
Финал книги пессимистичен. Человеческая ограниченность восторжествовала в тот самый момент, когда уничтожила последнюю надежду на спасение - "черных" - высшую форму эволюции, способную противостоять радиации. "Выхода нет" - известная всем надпись московского метрополитена стала приговором для человека.
Возникает логичный вопрос: неужели все действительно так плохо и человек создан только для того, чтобы убивать?
Примечание: Меня, как любителя мифопоэтики, Фрейда и Юнга, привлекла попытка Глуховского исследовать бессознательное людей, переживших глобальную катастрофу. Вот почему в романе так много мифов (мифы о Метро-2 , Изумрудном городе ( ст. "Воробьевы горы"), Великой Книге и др.), сновидений и бессознательных страхов.