Дома новой культуры как феномен культурной войны

Jan 16, 2014 16:26

Листая газету "Суть времени" за номером 21, обратил внимание на статью М.Волчковой "ДНК-подключение". Знакомый с детства Музей космонавтики, к созданию которого успел приложить руку сам Сергей Павлович, и рядом очередной околокультурный суррогат! Как принято говорить в таких случаях: как из душа окатило!



Итак. 15 марта 2013 в Калуге представили проект "Дома новой культуры" (далее - ДНК). Инициатор - Владислав Сурков, курировавший в то время гос. политику в области культуры. Также приняли участие в мероприятии губернатор Калужской области А.Артамонов и министр культуры В.Мединский.




В.Сурков так определил дома новой культуры: "это дом меньшинств <…>, куда могут прийти те, кого не все понимают".А кто они, это самое меньшинство? Вот как описывает это директор "Левада-центра" Лев Гудков: "...говорить о России как о неком целом сегодня уже неправильно: социальная жизнь, как и в советское время, резко разделилась на события, значимые для образованного меньшинства (8-12 % населения), <…> и на то, что наполняет сознание большинства, что мелькает в виртуальном пространстве, создаваемом кремлёвской пропагандой и информационной или развлекательной попсой".
Можно отметить, что парадигма всё та же: дельфины - анчоусы или крекалы - быдло.

А.Артамонов восхищённо заметил: "это сумасшедший проект, и я рад тому, что его реализуют на калужской земле". Точнее не скажешь, З.Фрейд одобряет!
Бросается в глаза и игра букв: ДНК - символизм названия очевиден, наверняка предполагается менять «генетический» код нашей культуры. Есть основания полагать, что тут идёт речь об изменении сознания граждан. Как это было рекомендовано А.Ракитовым ещё в перестройку: "Было бы очень просто, если бы переход к этой цивилизации и этому рынку осуществлялся в чистом поле. Ведь переход от нецивилизованного общества к цивилизованному куда проще, чем смена цивилизаций. <…> Подобные радикальные изменения невозможны без революции в самосознании, глубинных трансформаций в ядре культуры".

В.Мединский: "…современные художники приезжают учиться и остаются работать в Москве. Искусство централизуется. Но если каждый Дом новой культуры будет рождать новых Полисских и новых Циолковских - значит мы работали не зря".
Кто такой Полисский?! Небездарный ремесленник, его "шедевры", привлекают креаклов, которым только и надо что потребить очередную инсталляцию, на остальных же они скорее нагоняют тоску.
К.Э.Циолковский? Рассказывать о результатах его труда нет смысла, любой школьник (надеюсь) знает какой величины была эта выдающаяся личность. Масштаб можно оценить по фразе: "планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели". Так вот, Полисского и Циолковского министр ставит в один ряд! А ожидаемое подобие "современных художников" столь разным по сути и величине фигурам, видимо, есть непонимание вызовов будущего.

Интересно, не правда ли? Ещё характерный штрих: это "реализуется Министерством культуры РФ по поручению премьера Дмитрия Медведева".



И на первый взгляд как-то всё не гладко выходит, а если подумать, то сразу возникает множество вопросов:
  1. Кто и как будет курировать ДНК? Какой будет редакционная политика (цензура, если по-старому)?
  2. Как будут «подключать» Калугу к Нью-Йорку (о чём говорил В.Сурков)?
  3. Будет ли фактически т.н. "ценз"? Известно, как это происходит в профессиональном спорте. Риск - однозначная дельфинизация этих самых домов.
  4. Что будет с патриотическим началом - есть ли ему место в т.н. "новой культуре"?
  5. Как это примут регионы? Пока, просмотрев отзывы, заметил, что задаются в основном 4 вопроса:
    • за чей счёт банкет (кто пилит)?
    • они там совсем больные?
    • убирайтесь нафиг в свою Москву!
    • ой-ой-ой, как мы отстали, лет на 70 не меньше - скорее строить ДНК.
А давайте честно посмотрим, что же нам дала т.н. "новая культура" за эти 20 лет? Пока очевидно насаждение западной бездуховной культуры, вымывание исконно нашей:
  • чуждые русской культуре праздники зомби, дни св. Патриков, св. Валентинов, Хэллоуин (осталось ещё день благодарения начать праздновать);
  • зацепинг как явление и как форма новояза;
  • подражание популярному (дикие танцы, гангнамстайл и т.п.);
  • пародийные шоу аля "+100500" и проч.
Это только несколько примеров "устроенного досуга" молодёжи...

Мне видится причиной подобных деструктивных изменений разрушение советской системы организации досуга, отстранение государства от этой обязанности. Итог - не создали ничего взамен, приняли то, на чём легко заработать (привет В.Листьеву).
Последствия уже заметны:
  • рост самоубийств среди подростков;
  • презрение к святыням (надругательство над Вечным огнём, пляски "Бесчинствующих вагин" в храме, спиливание крестов и т.д.);
  • повсеместная дебилизация (на борьбу с которой ставил акцент С.Иванов...).
Закончить хочу словами социолога А.Фурсова: "вандализм и откровенное презрение к историческому прошлому своей страны - результат двадцати лет социального разложения общества и отсутствия патриотического воспитания".

Так вот, будут ли эти дома новой культуры тем самым недостающим патриотическим воспитанием?
Сильно сомневаюсь...

Суть времени, Культура, Организация досуга, Культурная война

Previous post Next post
Up