В свете
сказанного на днях В.Путиным, его очевидной поверхностности в понимании проблем нашего прошлого хочется обратиться к тем, кто смотрит на процессы более глубоко, смотрит с патриотических позиций и, что важно, без "закидонов", как писал Маяковский: "без очков и шор".
Приведу несколько цитат из книги С.Кургиняна "Россия: власть и оппозиция", обратите внимание на метод анализа. Он концептуальный, практически та "действительность - необходимость" по Гегелю. С.Кургинян пишет (здесь и далее выделено мной - apaf.):...принятие Россией идеологии коммунизма исторически не случайно и опирается на особенности русского национального самосознания. Объективное несоответствие государственной идеологии Российской империи реальным запросам общества начала XX века и одновременно с этим непригодность западнических клише для понимания и реформирования российской жизни - вот главная причина революционного взрыва 1917 года.
Коммунистическая идея наложилась на свойственные России социокультурные особенности - эсхатологичность и жертвенность, общинно-уравнительную психологию и нестяжательство, примат интересов государства.
...
Следует признать, что коммунистическая идеология, теряя первоначально свойственный ей близкий к религиозному пафос, качество живой веры, неизбежно превратилась в плоский технологический и экономический детерминизм, приземлённый прагматизм и в конечном итоге - в оправдание потребительства. При этом управляющая партийно-государственная элита с утратой собственных религиозных основ переродилась изнутри и потеряла всякое оправдание в глазах общества. Духовная, а затем и государственная измена правящей верхушки при растерянности и деморализованности всей прогосударственно мыслящей части нашего общества в итоге предопределила развал государства".
Ещё более важное замечание, в котором есть если не ответ, то уж точно намёк на извечный вопрос: "Что делать?" В книге "Постперестройка" С.Кургинян пишет:...коммунизм сделал ставку именно на сознательный труд всех членов общества, всего человечества, на сознательное самоограничение людей и на труд как счастье, как благодать. В действительности это удел людей с сильно выявленной духовной конституцией, посвящающих себя труду творческому и религиозно осмысленному. Прототипом, своего рода аналогом, при всей рискованности такого сравнения, коммунистического (то есть духовно ориентированного коллективного) труда является труд общинно-религиозный, сочетающий, если говорить об экономическом результате, высокую производительность с крайне низкими издержками. Если вскрывать причины, приводящие к такому результату, этот труд сочетает сознательную аскезу монаха и одухотворенное высшей осмысленностью трудовое сверхусилие.
Такой труд, безусловно, сверхэффективен. Он одновременно свободен в высшем смысле этого слова и (изначально и принципиально) локален, адресован к части общества, а не ко всему обществу в целом, но есть ряд существенных моментов, требующих осознания коль скоро мы хотим применить эту модель к современному обществу.
Далее идёт перечисление, с которым полезно ознакомиться тем, кто заинтересовался.
С.Кургинян продолжает:Монах, принимая постриг, давал обет и становился на путь духоборческого подвижнического труда, сознательно тем самым отделяя себя от мирян, имевших другие мотивы деятельности. Монах шел на это добровольно, изучив устав данного монастыря, пройдя в нем послушание и искус системой сложных испытаний, посвящений и ученичества.
Коммунисты заявили о своем намерении превратить страну в коммуну, то есть в коммунистический монастырь. Но жизнь внесла свои коррективы. Она показала, что вся страна не может жить одним большим монастырем по непостижимому для большинства граждан уставу, что все население не может и не хочет эффективно трудиться при стимулах к труду, не воспринимаемых этим населением как таковые. А раз так, то вскоре произошла неизбежная и исторически необходимая на определенном этапе подмена монастыря - казармой.
Обратите внимание на последнюю фразу: "произошла ... подмена монастыря - казармой", - это ровно то обвинение, что я слышу даже от сочувствующих советскому проекту. Случайно ли?