О Прометее...

Jan 07, 2016 17:37




В цикле статей "О коммунизме и марксизме" С.Кургинян нащупывает и пытается доказательно явить нам некую традицию, на которой произрастают идеи и христианства, и коммунизма. Действительно, говоря о марксизме в политическом плане, недостаточно ссылаться на В.И. Ленина и его работу об источниках и составных частях марксизма ( об этом стоит написать отдельно). Нет в "скучных" формулировках того, что могло по-настоящему тронуть современного человека. Возможно, в те времена наука ещё обладала некоей мистической составляющей (ведь ещё вчера, казалось быть, "сверхъестественное" - законы природы, человека, общества - можно не только приоткрыть, но и объяснить "на пальцах", а то и смоделировать в реальном опыте), но вот в сей день - во времена засилья науки как товара (см. "британских учёных")...
Если допустить, что иррациональное человека стоит в том числе на некоей традиции (которую, конечно, можно лишь частично вербализовать), то созвучность этой традиции, резонируя, может дать человеку скрытую под спудом энергию.
Ещё в 1990г. в работе "Постперестройка" С.Кургинян указывал на необходимость опоры на традицию:Синтез традиции и прогресса, а не их противопоставление друг другу единственно способен обеспечить условия для нового качества производительных сил. Именно на почве верно осознаваемых традиций возможен качественный скачок, снятие накопленных противоречий. При форсированной модернизации общества, как показывает исторический опыт, срывы, социальные катаклизмы, регресс происходили именно там, где изменения переламывали традиции предшествующего периода, а не адаптировали их к новой ситуации.
И тут встаёт вопрос о сущности традиции. В ХХ веке история явила нам "красное начало" Советского Союза и "во всём враждебное" ему "чёрное начало" нацистского Рейха. Мир содрогнулся от самой масштабной и кровопролитной войны. На чём стояло "красное начало", в критический момент нашедшее скрытую под спудом энергию и победившее фашизм, на какой традиции, чему оно созвучно (сводить всё к технологическо-военной части или к заветам классиков М-Л, кмк, несуразно, да и все мы помним обращение в годы войны к глубинному, русскому - тут и форма подачи речи к "братьям и сёстрам", и Архиерейский собор, и связь с русским жертвенным героизмом в кинолентах и т.д.)? И этот вопрос далеко не академический - судя по происходящему в мире, близится ещё одна схватка с "чёрным началом".
Тем интереснее обратиться к размышлениям С. Кургиняна о прометеевской традиции. В статье "О коммунизме и марксизме - 13" автор приводит фрагмент эсхиловского "Прикованного Прометея", который цитировал Маркс.

Читая Эсхила, можно отметить две линии в мифе: "взаимоотношения" богов и жертвенная любовь Прометея к людям.
Проблематика "взаимоотношения" богов у самого Эсхила хоть и акцентирована, но, как представляется, не столь выпукло. Тут
...и интриги:

В новых сегодня руках Олимп,
Правит на нем, законов не ведая, Зевс.
Те, что великими слыли, ничтожны стали.
...
[Прометей]
По доброй воле и в союзе с матерью
Пойти на помощь Зевсу. Помощь принял он.
Моим стараньем в черной пасти Тартара
Бесследно сгинул древний Крон и все, кто с ним
Сражался рядом. Вот какой услугою
Обязан мне великий властелин богов.
...и тайна нового заговора против Зевса:

Попросит меня указать и раскрыть
Тот заговор новый, который его
Державы лишит и престола.
... и надежды:

...Но время придет -
Согнется и он,
Смягчится, уступит. Заставит нужда.
Уймет он тогда безумный свой гнев
И сам поспешит, союзник и друг,
Ко мне - союзнику-другу.
Но много известнее вторая линия - линия "дерзостной любви", жертвы ради людей. Представляется, совсем не случайно в советское время именно на этой линии был акцент (здесь и далее выделено мной - apaf.):

...Нет тебе спасителя.
Вот человеколюбья твоего плоды.
Что ж, поделом, ты бог, но гнева божьего
Ты не боялся, а безмерно смертных чтил.
...
меры не знал я, смертных любя
...
А человечьим племенем
Несчастным пренебрег он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться
Не стал. А я посмел. Я племя смертное
От гибели в Аиде самовольно спас.
...
О да, о да, прекрасно знал, что делаю,
И, людям помогая, сам на пытку шёл.
...
[Прометей Гермесу]
Но на твое холопство тяжкий жребий мой
Я променять, знай твердо, не согласен, нет.

[в другом переводе, что и цитировал Маркс]
Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье:
Мне лучше быть прикованным к скале,
Чем верным быть прислужником Зевса.
Причём здесь понятие "жертвенная любовь" в фроммовском значении - готовность к... , страстное утверждение "объекта любви".

Тем яснее что Прометей дал людям и за что пострадал:

В стволе нартека искру огнеродную
Тайком унес я: всех искусств учителем
Она для смертных стала и началом благ.
... Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел.
...
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля. Солнечных не строили
Домов из камня, не умели плотничать,
А в подземельях, муравьями юркими,
Они без света жили, в глубине пещер.
Примет не знали верных, что зима идет,
Или весна с цветами, иль обильное
Плодами лето - разуменья не было
У них ни в чем, покуда я восходы звезд
И скрытый путь закатов не поведал им.
Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил и сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти.
Я первый, кто животных приучил к ярму,
И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили
Они людей от самой изнурительной
Работы. А коней, послушных поводу,
Красу и блеск богатства, я в повозки впряг,
Не кто иной, как я, льняными крыльями
Суда снабдил и смело по морям погнал.
...
Других искусств, открытых мною, перечень.
Важнейшее сначала. Прежде не было
Спасенья от болезней. Ни травы такой,
Ни мази, ни питья не знали смертные
И гибли без лекарства до тех пор, пока
Я всяких смесей болеутоляющих
Не указал им, чтоб любой пресечь недуг.
Я ввел разнообразные гадания
И первый распознал, какие сбудутся
Сны и какие - нет. И темных знамений,
Да и примет дорожных объяснил я смысл.
Полет когтистых птиц я людям тщательно
Растолковал: какие предвещают зло,
Какие - благо, каковы обычаи
У каждой, как враждуют меж собой они,
Как любят птицы, как летают стаями,
Какого цвета, гладкости какой богам
Угодны потроха и виды разные
И печени и желчи - все открыл я им.
Огузки в туке и огромный окорок
Я сжег, чтоб смертных труднопостижимому
Искусству вразумить, и знаков огненных
Смысл, непонятный прежде, объяснить сумел.
Вот как все было. А богатства, скрытые
В подземных недрах, - серебро и золото,
Железо, медь, - кто скажет, что не я, а он
Их обнаружил первым и на свет извлек?
Короче говоря, одну ты истину
Запомни: все искусства - Прометеев дар.

С учётом всего сказанного - случаен ли образ Данко у Горького? Символизм жертвы "за други своя", "живого огня"? Тут есть над чем подумать, тема прометеевской традиции в нашей культуре архиважная, говоря словами старухи Изергиль: "Смотрели бы в старину зорко - там все отгадки найдутся... А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого..." Пришла пора смотреть зорко.

Прометей, Эсхил, Христианство, Размышления, Горький М., Коммунизм, Кургинян С.Е.

Previous post Next post
Up