В Самарской области правоохранители, расследуя хищение бюджетных средств госучреждения «Самарское ветеринарное объединение», вскрыли коррупционную систему, охватившую всю сферу ветеринарно-санитарного контроля. Здесь есть место и взяткам, и протежированию родственников, и поддельным дипломам, и миллионам рублей с десятками тысяч долларов и евро в банковских ячейках
Уголовное дело по статье «Мошенничество» было возбуждено в сентябре прошлого года, когда вскрылась схема фиктивной ликвидации скотомогильников. ГБУ "Самарское ветеринарное объединение", возглавляемое Мариной Грызловой, распределяло подряды на уничтожение опасных объектов, которые получала фирма ее сына - ООО "Ситаель".
Фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей не проводила прописанных в контрактах работ, а просто собирала подписи под актами об их выполнении и получала деньги. Ущерб оценивается в несколько миллионов рублей.
Но это дело стало лишь катализатором для более громких разоблачений. Расследуя аферу, правоохранители провели обыски в домах и кабинетах чиновников от ветеринарии и нашли там много интересного.
Так, при обыске в доме главы областного департамента ветеринарии Сергея Овчинникова оперативники изъяли ключ от банковского сейфа, в котором тот хранил 8,5 млн руб, 110 тыс. евро, 23 тыс. долларов и довеском - 170 злотых монет. Еще 1 млн рублей нашли у него дома. И это при том, что официально Овчинников за последние 7 лет заработал немногим более 22 млн рублей.
Естественно, что следователи не поверили объяснениям главного ветеринара региона, что деньги были нажиты им непосильным трудом, и предположили коррупционную составляющую.
Забавно, что сразу после обыска и последовавшего допроса Овчинников позвонил в банк и заявив, то потерял ключ от сейфа, посетовал, что он ему срочно нужен - мол, губернатор отправляет в срочную командировку. Благодаря этой уловке уже на следующее утро чиновник смог забрать из ячейки все деньги.
Впрочем, этим он, возможно, лишь раззадорил следователей, которые обратили внимание на образование его и родственников. Оказалось, что диплом ветеринарного врача любитель золотых монет умудрился получить всего за год и четыре месяца «учебы» в Ульяновской сельхозакадемии, да еще и без отрыва от работы в должности завлабораторией одного из самарских рынков.
Также выяснилось, что сын чиновника работал в подведомственном департаменту учреждении.
Как оказалось поддельными дипломами и трудоустроенными под боком родственниками в ветеринарных структурах региона удивить сложно - их нашли еще у нескольких подчиненных Овчинникова.
Почему эти люди всеми правдами и неправдами стремятся обеспечить себе места в департаменте и подведомственных структурах, казалось бы, не сулящие больших выгод?
Как рассказывают источники, знакомые с ситуацией, дело в том, что ведомство контролирует качество всей продукции животного происхождения, реализуемой на рынках и сдающейся сельхозпредприятиями переработчикам. Вернее, должно контролировать. На практике же зачастую лаборатории занимаются выдачей бумаг без проведения анализов. Разумеется, не безвозмездно.
Так правоохранители выяснили, что заведующая лабораторией на одном из крупнейших рынков Самары - «Безымянском» - собирала с предпринимателей, торгующих мясом, по 2 тыс. рублей за проведение пищевой экспертизы, но выдавала свидетельства о годности продуктов без исследований.
Причем свидетельства не проводились через журналы экспертиз. То есть, эти деньги были неучтенным «налом». А учитывая, что только мясных туш через рынок проходит до 40 в день - есть где разгуляться. И это не считая молока, яиц, меда…
С кем делилась «чистой прибылью» завлабораторией остается только догадываться. Но ясно, что такая система пропускает на прилавки продукцию любого качества, в том числе опасную для здоровья.
О том, что подобная практика распространена не только на рынках, рассказывают владельцы животноводческих хозяйств из районов области.
«Я несколько лет сдаю молоко на переработку, и не помню, чтоб проводились реальные исследования. Все сводится к торговле бумажками», - рассказывает один из фермеров, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным.
По его словам, деньги за «исследования» собираются «налом», а попытки обелить отношения и проводить оплату через банковские счета встречают сопротивление ветеринаров.
«В настоящее время на территории области функционирует 57 рынков, где оборудованы лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. Кроме того ежедневный контроль за ветеринарной безопасностью продукции осуществляется на 596 предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности», - сообщается на сайте «Самарского ветеринарного объединения».
И сразу становится понятно, что у тех, кто находится на верхушке этой пирамиды, есть возможность скопить миллионы. А у тех, кого она должна защищать от некачественных продуктов и инфекций - есть все шансы их приобрести.
Впрочем, возможно самарскую систему ветеринарно-санитарного контроля, в которой задействовано около 1,5 тыс. человек, в скором времени ждут перемены.
По крайней мере, региональное управление Следственного комитета направило предписание на имя губернатора Николая Меркушкина с предложением устранить выявленные недостатки, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Овчинникова и Грызловой, а также их соответствии занимаемым должностям.
https://sm-news.ru/news/analitika/u-glavnogo-veterinara-samary-nashli-17-5-mln-rub-170-zolotykh-monet//lj-cut>