В Москве с 22 по 24 января ЦДХ призывал замёрзнувших на катке в Парке Горького и всех желающих посетить проходящий в этот период Фестиваль новой культуры. Целью его было, конечно, не фиксация абсолютно всех культурных направлений в современной жизни, но попытка представить наиболее яркие примеры использования инновационных технологий в сфере искусства. Причём если понятие "инновационные технологии" сейчас ассоциируются у большинства с неким "завтрашним" днём, то многие выставки данного фестиваля ломали эти барьеры и были посвящены потрясающим, но хорошо забытым (или даже неизвестным?) технологиям прошлого. А они, к слову, были гораздо сложнее к восприятию и, чтобы вникнуть в их смысл, посетителю требовалось последовательное изучение объёмного текстового материала, что и отличало эти экспозиции от более современных презентаций, где доминирующий - принцип наглядности.
Например, в подвале ЦДХ, в так называемой "Вентялиционной камере" была представлена выставка, посвященная экспериментам в электронной музыке 20х-30х гг в СССР, итоги которых в дальнейшем стали известны под названием "рисованный звук"....
1
Её героями стали композитор А. Авраамов, инженер, изобретатель Е. Шолпо, оператор мультипликации Н. Воинов и др., то есть, по факту, первые деятели советской электронной музыки, о которых сейчас мало кому известно, как и об их результатах деятельности, не нашедших должного внимания в условиях советской действительности. Сегодня многие интересующиеся чаще всего заблуждаются, считая, что истоки электронного саунда находятся где-то в 70х гг XX века, или приписывая первооткрывательство в этом деле англичанам и немцам в 50х, которые, безусловно, тоже активно работали в сфере кино, звука и музыки, но в некоторых случаях, не зная того, невольно "изобретали велосипед".
2
Так что они сделали? Композитор, мультимедийный художник и куратор выставки Андрей Смирнов признался, что ответить на этот вопрос довольно сложно, так как чтобы оценить идеи каждого из указанных деятелей "необходимо не просто знать теорию и историю музыки, но знать акустику на уровне инженера-технолога" (с). Но всё-таки его объяснение, фото, текстовые материалы и, главное, возможность услышать созданные ими звуки своими собственными ушами, дают обо всём этом некоторое понятие (к слову, представленные на выставке звуко/видео файлы в сети найдены не были; как я поняла, выпуск их только планируется).
3
4
Идея же "рисованного звука"" заключалась в методе ручного создания графики звуковых дорожек на киноплёнке, воспроизводивших как отдельные звуки, так и целые мелодии. Причём под графикой подразумеваются как простейшие геометрические фигуры, так и более сложные рисунки, например, - профили лиц.
(с)
А. Авраамов в 1930 первым сумел "заставить зазвучать" свой график. Е. Шолпо в свою очередь создал собственный аппарат "Вариофон" (так же известен как "Шолпограф"), звук на котором воспроизводился при помощи вращавшихся дисков с прорезями разной формы и луча света, проходящего через эти прорези и отражавшегося на киноплёнке.
5
6
Записи результатов их трудов уникальны, в первую очередь, тем, что ломают стереотипы в сознании современного человека, уверенного, что подобное возможно создать только на компьютерах как минимум 80-90х гг. А также, они позволяют сказать о цикличности развития музыки: первая ассоциация при прослушивании наследия 30х - популярный сейчас жанр 8bit, основанный, соответственно, на звуках 8-битных устройств.
Небольшой пример, то, что есть в сети...
Click to view
7
8
Впоследствии ещё много исследователей работало в этой сфере искусства, но часто вместо того, чтобы двигать культуру, в частности музыку, вперёд, привносить что-то революционно новое, исследователи были вынуждены сидеть в советских лагерях, а их радиоэлектронное оборудование - пропадать где-то на таможнях.
9
10
Помимо перечисленного на выставке были представлены тон-фильмы и кинодокументы, но, по словам А. Смирнова, это лишь малая часть того, что у них на самом деле есть благодаря чудом сохранившимся архивам. Но в рамках фестиваля в ЦДХ представить больше материалов нет возможности.
11
Первый раз эта выставка была организована в начале 2009 г. в Париже, на прошлых выходных - в Москве. Жители Петербурга смогут посетить её в период с 25 февраля по 25 апреля 2010 г., причём на ней будет представлено гораздо большее количество материалов, чем в Москве.
12
Остальные экспозиции Фестиваля были посвящены, в основном, свету и его возможностям, для использования которых понадобятся лишь растущие из правильного места руки и чуть-чуть техники :)
Ажиотаж вызвал мастер-класс по Light Graffiti Михаила Чуркина, где речь шла о "неповторимых изображениях, полученных с помощью сочетания физических возможностей фотографии и направленного движения света". В общем, как многим известно, теоретически ничего сложного нет, и поэтому здесь же всем было предложено создать нечто своё. На скорую руку запечатлела попытку одного из желающих, и выглядела она примерно так:
13
Рядом были представлены работы французских и голландских световых художников.
14. Выдержка - 323 сек.
15. Если не ошибаюсь - 275 сек.
16
Пересекающиеся прожекторы:
17
18
Для любителей читать "с монитора" был представлен своеобразный вариант электронной библиотеки, представляющий собой передвигающуюся книжную полку. Для достижения максимальной реальности процесса чтения, перелистывать книгу тоже нужно своими руками, что сопровождается всем знакомым звуком "шуршания" страниц.
Но раздражает, когда страница ввиду особенностей сенсорного экрана не перелистывается с первого раза.. да и я, например, не готова отказаться от ощущений и неповторимого запаха новых и старых книг в пользу таких ,на первый взгляд, удобных компьютерных технологий =)
19
20
Во внутреннем дворике ЦДХ на радость туристам, проводившим в Москве свои зимние каникулы, находился гараж для гастарбайтеров. Большинство посетителей выставки даже не подозревало о нём, но те, кто всё-таки попал сюда, не торопились уходить. На самом деле это был так называемы "Зимний бар", в котором по очень маленьким ценам предлагались традиционные солёные огурцы, капуста, красная рыба, грибы и бутерброды - всё, чем можно было закусить пользовавшийся там популярностью самогон, на вопрос о качестве которого англоязычные туристы отвечали: "It's fantastic!" Они, кстати, в этом зимнем баре были уже не только далеко не первый час, но даже и не первый день +)
21
22
_____________________
23
24