Предыдущий свой текст, посвященный теме вербовки нацистов Соединенными Штатами Америки в ранние послевоенные годы (
http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html) был начат мною с приведения фрагмента интервью с Ноамом Хомски, взятого Дэвидом Барзамяном в рамках серии радиорепортажей в 1993-1994 гг. Стоит отметить, что Хомски, несомненно, является достаточно крупным специалистом, для того, чтобы мы могли так или иначе опереться на его авторитет.
В интервью упомянута работа Кристофера Симпсона "Blowback. America's Recruitment of Nazis and its Destructive Impact on Our Domestic and Foreign Policy", начало перевода которой было предложено в первой части (
http://(http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html):
Корреспондент: В книге К. Симпсона "Отдача..." описана операция "Скрепка" - вывоз из поверженной Германии многих известных нацистских военных преступников, ученых-ракетчиков, лагерных охранников и др.
Хомски: Была еще операция с участием Ватикана, Госдепартамента США и британской разведки, когда самые отъявленные нацистские преступники использовались в Европе - это сначала. Например, ЦРУ спасло "лионского мясника" Клауса Барби и пристроило его к делу.
Позже, когда это выплыло наружу, некоторые его американские начальники не сразу поняли, из-за чего весь сыр-бор. В конце концов, теперь музыку заказываем мы, а не немцы. Нам понадобился человек, который разберется с левым сопротивлением, а он - как раз такой специалист. Он занимался этим при нацистах. Кто же лучше его сделает ту же самую работу для нас?
Когда американцы лишились возможности и дальше оберегать Барби, они прибегли к "ватиканскому" каналу: хорватские священники-нацисты вывезли Клауса в Латинскую Америку, где его карьера продолжилась: он заделался крупным наркобароном и наркоконтрабандистом, приложил руку к военныму перевороту в Боливии - и все это при поддержке США.
Но Барби - мелкая рыбешка. Сама операция проводилась с размахом, распространяясь на многих из нацистской верхушки...
Далее я хотел бы продолжить перевод работы Кристофера Симпсона "Blowback. America's Recruitment of Nazis and its Destructive Impact on Our Domestic and Foreign Policy", начало которого приведено здесь: (
http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html)
ПРОЛОГ (продолжение)
Короче говоря, расследование Министерства юстиции признало, что американская спецслужба, известная как Армейский Корпус Контрразведки (Counter Intelligence Corps, CIC), приняла на работу офицера СС и Гестапо Клауса Барби для шпионской работы в начале 1947; что CIC скрыл его от французских следователей военных преступлений; …и что затем CIC тайно вывез его из Европы по "крысиной тропе" - теневому пути эвакуации (обеспечиваемому неким священнослужителем, который в отношении военных преступлений и сам бежал от правосудия). Это стало тезисом номер один.
Тезисом номер два, с другой стороны, стало то, что у агентов CIC, которые завербовали Барби, "не было достаточных оснований подозревать его в военных преступлениях или преступлениях против человечества (до поры до времени)", что Барби был единственным таким военным преступником, которому покровительствовали Соединенные Штаты, и что он был единственным таким беглецом от правосудия, которого Соединенные Штаты тайно вывезли из Европы. Центральному разведывательному управлению (ЦРУ), в частности, дали чистое заключение по делу Барби, а заодно, и ряду других дел, в отношении которых у агентства, как утверждалось, были связи с беглыми военными преступниками
Тезис номер один, в принципе, соответствует действительности. Тезис номер два был и остается ложью.
Во время пресс-конференции Райан встал на позицию тезиса номер два, как казалось, с искренней непредвзятостью. Широкое расследование убедило его в этом. "Ни один другой случай так и не был выявлен, когда подозреваемый нацистский военный преступник воспользовался бы «крысиной тропой», равно, как и то, что крысиная тропа когда-либо была использована Америкой, или же любым из её послевоенных союзников, с целью эвакуации разыскиваемого человека", - заявил он осторожно, находясь под прицелом телекамер.
Он заметил, что его расследование ограничивалось только делом Барби. Таким образом, он не мог быть уверен в отношении возможного существования других случаев, избежавших его пристального изучения. Тем не менее, его осторожная позиция в данном вопросе была почти полностью проигнорирована, как прессой, так и самим Райаном в течение последующих недель.
«United Press International» (информационное агентство США), например, заявило: БАРБИ - ИСКЛЮЧЕНИЕ, А НЕ ПРАВИЛО» и цитировала Райана в качестве подтверждения, что Министерство юстиции «не обнаружило свидетельств, что Соединенные Штаты Америки спрятали от суда кого-либо ещё из бывших нацистов». Телевизионная программа ABC «Nightline» показала Райана на своей передаче тем вечером. Райан сказал, что Соединенные Штаты “невинно приняли на работу Барби, не догадываясь о его роли во Франции, и что случай Барби не является рядовой практикой”. Отвечая на вопросы Теда Коппеля, Райан подробно остановился на данной теме: “Вероятно, нет никаких других нацистов, оказавшихся востребованными, подобно Клаусу Барби, и под этим можно подвести черту”.
После случая Барби, однако, была цепь новых примеров защиты и доставки в США нацистов (в т.ч. сотрудников СС) американскими спецслужбами. Одним из таких примеров стал Отто фон Болшвинг - бывший сотрудник СС, прежде служивший старшим помощником Адольфа Эйхмана и когда-то спровоцировавший кровавый погром в Бухаресте. Согласно собственному заявлению фон Болшвинга в секретном интервью с представителями следствия ВВС США, в 1945 он добровольно предложил свои услуги CIC, который использовал его для допроса и вербовки других бывших нацистских офицеров разведки. Позже он был передан в ЦРУ и завербован агентом в организацию Гелена - организацию разведки, состоящую их немецких офицеров и финансируемую агентством для проведения тайных операций а также сбора информации на подконтрольной СССР территории. В 1954 году ЦРУ перебросило его в Соединенные Штаты.
После разоблачения дела фон Болшвинга появились новые доказательства относительно американской вербовки других бывших представителей СС, нацистов и их сотрудников. Согласно армейским отчетам, полученным через Закон о свободе информации (FOIA), Оберштурмфюрер СС Роберт Вербелен признал, что когда-то был заочно приговорен к смерти за военные преступления, включая пытки двух американских пилотов Военно-воздушных сил. Также, он сказал, что долгое время работал в Вене в качестве шпиона, будучи завербованным армией США, которая знала о его прошлом.
Другая новая информация была раскрыта относительно доктора Курта Бломе, который в 1945 году признал, что был лидером нацистского военного биологического исследования - программы, которая, как известно, включала эксперименты на заключенных в концентрационных лагерях. Бломе, однако, был оправдан по обвинению в преступлениях против человечества в 1947 и завербован несколько лет спустя Химическим Корпусом Армии США, чтобы провести новый этап исследования биологического оружия. Ещё существует дело коллеги Бломе - доктора Артура Рудольфа, который в свидетельских показаниях, данных под присягой в Нюрнберге, был обвинен в совершении злодеяний на подземных работах по производству нацистских ракет рядом с Нордхаузеном. Однако, позже, он получил американское гражданство и главную роль в американской ракетной программе, невзирая на данную информацию. Каждый из этих случаев - а были и другие - бросает существенное сомнение на утверждение Министерства юстиции, по поводу того, что дело Барби, было “исключением”.
И в самом деле, само по себе дело Барби при изолированном рассмотрении вызывает значительное сомнение относительно справедливости одного из главных утверждений - а именно, что у американских агентов, принявших на работу этого нациста, не было причин подозревать его в преступлениях против человечества.
Фактически, у этих агентов были доказательства, показывающие, что Барби действительно совершил тяжкие преступления против невинных людей. Французское правительство представило заявление Комиссии Военных преступлений Организации Объединенных Наций уже в августе 1944 - почти за три года до того, как Барби был принят на работу - обвиняя его в “убийствах и зверствах, систематическим терроризме и казни заключенных”. Эти обвинения привели к периодическим упоминаниям имени Барби в американских списках арестованных беглых военных преступников, начавшихся в 1945 и продолжившихся вплоть до конца 1940-х. Следы того, что CIC знал, что Барби был шефом полиции Гестапо в Лионе, разбросаны повсюду в его досье.
Вопрос о том, что CIC знал о военном прошлом Барби, имеет огромное значение. Поскольку именно на нем стоит невысказанная в отчете Министерства юстиции другая предпосылка, согласно которой американская вербовка бывших нацистов и гестаповцев оправдана неотложными потребностями “национальной безопасности”, вдобавок к той мысли, что американский агент, вербовавший конкретного нациста, не знал о его злодеяниях. Вербовщики Барби, как утверждает правительство, приняли «оправданное» решение. И те, кто отрицают это, действуют, отталкиваясь от своего внутреннего отвращения нацистского Холокоста, а не с прагматической точки зрения, которая смотрит в будущее.
Практический эффект этой предпосылки Министерства юстиции, если принять её, состоит в том, чтобы обеспечить готовое оправдание - а именно: “Мы просто не знали”. Для любого американского чиновника, который решил оказать протекцию нацистским преступникам из соображений их ценности в области разведки.
Как факт, американские спецслужбы действительно знали - или имели серьезное основание подозревать - что многие агенты, которых они вербовали во время холодной войны, совершали преступления против человечества на стороне нацистов. Такие ведомства, как ЦРУ, Государственный департамент и Разведка армии США разрабатывали специальные программы с целью эвакуации отобранных ими нацистов и коллаборационистов в Соединенные Штаты. Другие проекты защитили этих людей, вписывая их в американские платежные ведомости за границей.
Правительство завербовало этих людей (мужчин и женщин) для использования их экспертных знаний в области пропаганды и психологической войны, для работы в американских лабораториях, и даже в качестве специальных диверсантов для действий на территории СССР на случай ядерной войны. Вербовка агентов в Европе, проводимая ЦРУ, особенно часто велась среди русских, украинцев, латышей и других восточноевропейских националистов, которые сотрудничали с нацистами во время оккупации Германией их родной территории. Сотни, а возможно и тысячи, таких завербованных были ветеранами СС; некоторые были сотрудниками утонувшей в крови СД (Sicherheitsdienst), службы безопасности нацистской партии.
Американское правительство в большей своей части всячески продемонстрировало, что оно всячески надеется, что все сомнения относительно неиспользования американскими спецслужбами этих нацистов окончательно исчезнут. Но по мере накопления всё новых доказательств, вопросы об этой практике становятся всё более настойчивыми и тревожными.
(Перевод с английского А. Поспелова).
Продолжение следует.