КОМИССИЯ ПО ВОЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ CROWCASS (Central Registry of War Criminals and Security Suspects)

Oct 24, 2016 17:01




Продолжая рассматривать тайные военные операции Запада по привлечению на службу бывших нацистских кадров в послевоенное время, перейдем к переводу шестой главы книги Кристофера Симпсона "Blowback. america's Recruitment of Nazis and its Destructive Impact on Our Domestic and Foreign Policy", в которой автор рассматривает официальную и теневую сторону деятельности структур, созданных в США для расследования военных преступлений.

CROWCASS (Central Registry of War Criminals and Security Suspects)

Независимо от интриг высшего уровня (по привлечению ученых и созданию организации Гелена), армия Соединенных Штатов, зачастую, представляла собой образцовое учреждение, когда дело касалось преследования и привлечения к ответственности нацистских военных преступников. Армейские следователи захватили больше всех подозреваемых, провели больше допросов, обеспечили больше доказательств и способствовали судебному преследованию большего количества военных преступников, чем какое-либо другое учреждение в мире, возможно, за исключением НКВД (советской тайной полиции). И в отличие от НКВД, армия США сделала доступными всему миру большую часть собранных данных о военных преступлениях. Архивы доказательств и следственных документов, первоначально созданных или, зачастую, финансируемых армией США, таких как Берлинский документальный центр или отчеты обвинителей международного трибунала в Нюрнберге, обеспечили основу тысяч дел судебного преследования военных преступлений более чем дюжиной стран. Ирония судьбы в том, что это же самое учреждение несет ответственность за сознательное спасение значительной группы нацистов, включая Клауса Барби, «Лионского мясника», и, фактически, за организацию всех военизированных организаций, составленных из нацистских сотрудников. Но в действительности преследование беглых нацистов и содействие их спасению не было двумя разными явлениями. На самом деле, эти две, на вид, противоположные политические линии были связаны множеством операций по военной разведке в Европе в послевоенные годы. Армейские проекты, такие как CROWCASS (Центральный реестр военных преступлений и подозреваемых в подрывной деятельности) и большой американский центр допроса военнопленных в Camp King официально были заявлены для охоты на беглых нацистов. Тем не менее, в то же самое время они тайно защищали и привлекали к работе людей из числа тех, чьи имена были в списках разыскиваемых.

В течение этих первых послевоенных лет одним из самых важных посредников между армией и беглыми нацистами и хорошим примером того, как они постепенно оказались в деле - был Центральный реестр военных преступлений и подозреваемых в подрывной деятельности, известный как CROWCASS. По окончанию войны CROWCASS сличал имена беглых подозреваемых военных преступников, с одной стороны, со списками более чем восьми миллионов человек, удерживаемых в лагерях для военнопленных и лагерях для перемещенных лиц. Несмотря на то, что это имело место в течение всего лишь трех лет, система CROWCASS, тем не менее, оказалась эффективным инструментом для отыскания десятков тысяч подозреваемых, несколько тысяч из которых, в конечном счете, были осуждены за военные преступления властями стран Европы или военным трибуналом в Нюрнберге. Реестр CROWCASS, например, помог определить местонахождение людей, которые совершили злодеяния в Бухенвальде, Маутхаузене и Дахау, многие из которых были впоследствии осуждены и казнены.

Операция CROWCASS началась в мае 1945 года, после призыва генерала Дуайта Эйзенхауэра, тогда верховного главнокомандующего союзными войсками в Европе, к международному сотрудничеству в сфере поиска и судебного преследования военных преступников. К тому времени, когда в 1948 году программа была приостановлена, CROWCASS подготовил 85000,00 требуемых отчетов, передал 130,000 протоколов задержания следственным органам из дюжины стран и издал в книжном формате в общей сложности 40 списков людей, разыскиваемых за преступления против человечества. Вероятно, это была самая большая база данных на подобного рода подозреваемых из всех, что когда-либо были созданы.

Но у системы CROWCASS, как и у многих проектов разведки, была оборотная сторона медали. Те же самые возможности, которые позволили выявить тысячи беглых нацистов, в то же самое время создали пул, из которого можно было отобрать не одну тысячу «подозреваемых», способных быть полезными для разведывательной деятельности или полицейской работы. Оперативный руководитель CROWCASS, Леон Г. Тёрроу, скоординировал данную задачу.

Тёрроу служил в царской армии во время Первой мировой войны, но после большевистской революции судьба привела его в Соединенные Штаты, где он начал свою скромную деятельность в качестве переводчика для антикоммунистической «белой» русско-эмигрантской газеты «Слово». В течение 1920-х он пополнил ряды ФБР, где специализировался на расследованиях по части борьбы с подрывной деятельностью в многочисленной восточноевропейской иммигрантской общине Нью-Йорка. По всеобщему признанию Тёрроу преуспел на своей работе, и к 1938 году он уже получил известность, разбив крупную агентурную сеть в Нью-Йорке, управляемую внедренными агентами немецкого Абвера (военная разведка).

В 1942 году Тёрроу присоединился к Управлению по расследованию уголовных дел армии США (Criminal Investigation Division (CID)) - следственный орган военной полиции. Там он попался на глаза начальника штаба генерала Эйзенхауэра, генерала Уолтера Беделла Смита, и был назначен главным следователем и заместителем директора, первого, североафриканского управления CID, а к 1945 - объединенного европейского и африканского театра военных действий CID. Смит лично выбрал Тёрроу, чтобы возглавить операции для проекта CROWCASS в начале 1945 года.

«Под Тёрроу CROWCASS... работал на двух разных уровнях, - пишут ветеран разведки и историк Уильям Корсон, - во-первых, над каталогизацией и местом нахождения военных преступников; и, во-вторых - над вербовкой бывших нацистов для работы на разведку в качестве агентов или информаторов». Тёрроу являлся точкой контакта в CROWCASS для американских спецслужб, пытавшихся сорвать попытки несанкционированного отсева нацистов, вербуемых для работы на Запад. Укрывательство принятого на работу агента обычно достигалось простым удалением имени подозреваемого из списка американских заключенных, что, таким образом, гарантировало новому сотруднику соответствующую чистоту биографии. Руководитель OSS в Вене Чарльз Тейер признает, что поступил так в отношении немецкого военно-политического эксперта Ганса Генриха фон Херварта в 1945 году. И Райнхард Гелен лично смеялся над иронией, в силу которой, Херварт и в 1949 году остался беглецом, если принимать во внимание факт намеренного удаления информации о его сдаче из списков военнопленных с помощью Тёрроу. Как будет видно, разведывательный «ресурс» CROWCASS - имеется в виду агенты или сторонники, которых можно было вытянуть для выполнения секретных миссий, в конечном счете, стали важным элементом во многих американских разведывательных операциях в Европе в конце 1940-х годов.

(Перевод с английского А. Поспелова).

Продолжение следует.

См. также другие связанные тексты, посвященные данной теме:

Часть 1: http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html,

Часть 2: http://ap-love-82.livejournal.com/7019.html,

Часть 3: http://ap-love-82.livejournal.com/7337.html,

Часть 4: http://ap-love-82.livejournal.com/7590.html,

Часть 5: http://ap-love-82.livejournal.com/7835.html,

Часть 6: http://ap-love-82.livejournal.com/8208.html,

Часть 7: http://ap-love-82.livejournal.com/9438.html.

Часть 8: http://ap-love-82.livejournal.com/9541.html,

Часть 9: http://ap-love-82.livejournal.com/10000.html,

Часть 10: http://ap-love-82.livejournal.com/10478.html,

Часть 11: http://ap-love-82.livejournal.com/11180.html,

Часть 12: http://ap-love-82.livejournal.com/11315.html,

Часть 13: http://ap-love-82.livejournal.com/12817.html,

Часть 14: http://ap-love-82.livejournal.com/13285.html,

Часть 15: http://ap-love-82.livejournal.com/13543.html.

Previous post Next post
Up