Воспоминания
Тревожный для Самед бека Мехмандарова двадцатый год хорошо запомнился его двенадцатилетнему сыну Пиру: «Вернувшись с заседания парламента 27 апреля, отец, увидев чемоданы, собранные мамой, сказал: «Отставить, никуда мы не едем». «Что ты говоришь? Как это не едем? Знаешь, что тебя могут расстрелять?», - с тревогой в голосе спросила мать. «Лидер фракции «Гуммет» Алигейдар Гараев сказал, чтобы я никуда не уезжал и остался работать с ними. Пообещал, что ни один волос не упадет с моей головы», - пояснил отец. «Возможно, тебя они и не тронут, а как же судьба и будущее твоего сына? Что будет со мной?», - попыталась было возразить мать. Но отец был решителен: «Никуда не поедем». «Но ведь поезд ждет в Баладжары», - продолжала настаивать мать. «Поедут без нас. Нет никаких оснований отрываться от родины», - сказал отец. Позже мы узнали, что поезд, увозивший руководителей мусаватского правительства в Тифлис, из-за отца задержался на станции Баладжары на добрых полтора часа».
К сожалению, период деятельности Самед бека Мехмандарова с 1920 по 1924 годы мало упоминается в исследованиях историков. С 1 августа 1920 года, согласно официальному письму председателя Совнаркома Азербайджана Наримана Нариманова, Самед бек Мехмандаров и Алиага Шихлинский командируются в Москву для работы в Генеральном штабе. В артиллерийском училище Алиага Шихлинский преподает будущим маршалам Л.Говорову, Н.Яковлеву, М.Чистякову, главному маршалу артиллерии Н.Воронову. Самед бек же участвует в комиссии по подготовке артиллерийского устава и одновременно преподает тактику в военной академии.
Осенью 1921 года, по прибытии в Азербайджан, генералы поступают в распоряжение военного комиссариата республики. Более подробную информацию об этом мы узнаем от Алиаги Шихлинского: «18 ноября мы выехали в Баку. Здесь нас включили в штаб азербайджанских советских войск. Параллельно мы преподавали артиллерийское дело в Азербайджанском командном училище - Мехмандаров на русском, я - на азербайджанском языке. Согласно приказу начальника Бакинского гарнизона «Об организации Военно-научного общества при Бакинском гарнизоне» я был назначен заместителем председателя, а Мехмандаров - членом новоиспеченного общества».
В начале 20-х годов Сталин приказал провести чистку среди мусульманской интеллигенции Азербайджана. Секретарь Бакинского комитета АКП (б)
Л.Мирзоян, укреплявший позиции «левых» в Баку и боровшийся с соратниками Н.Нариманова, его подручные и группа бывших покровителей дашнаков как червяки, разъедавшие республику изнутри, бросились ревностно выполнять указания Сталина. Они прекрасно сознавали, что Нариман Нариманов высоко оценивает генерала Мехмандарова как выдающегося полководца.
«Благодарен судьбе за то, что три года был курсантом у знаменитых военачальников, героев русско-японской и Первой мировой войн - Мехмандарова и Шихлинского, - вспоминает покойный ныне генерал-майор Аким Аббасов. - Их лекции были занимательны, мы восторгались их глубокими знаниями военного дела. Курсанты больше других любили предметы «Артиллерия» и «Математика» - лекции по этим дисциплинам читали наши любимые преподаватели - генералы Алиага Шихлинский и Самед бек Мехмандаров. Пожалуй, не нашлось бы курсанта, который глубоко не изучил бы жизнь и деятельность этих славных полководцев, умевших в самые трудные моменты сражений отдавать точные командирские приказы, вдохновлять солдат и офицеров собственным героизмом, доблестью».
Кавказ ликует и поет
«В 1919 году во время одного из банкетов зашла речь об опасности, исходящей от Деникина. Присутствующие слушали военного министра, 63-летнего генерала Мехмандарова. Он сказал: «Оснований для беспокойства нет. Деникин знает меня лучше своего народа, царя и армии. И он хорошо знает, что русские армии, которыми командовал я, всегда отличались своим превосходством. Всю свою молодость и силы я посвятил укреплению русской армии. Я счастлив, что сегодня мне довелось заняться созданием и командованием армии своего народа.
Деникин не решится воевать с армией, которой командую я.
Оснований для беспокойства нет».
Наги бек Шейхзаманлы,
начальник управления контрразведки АДР
Прослужив в царской армии сорок шесть лет, 28 марта 1917 года Самед бек Мехмандаров вышел в отставку в звании полного генерала артиллерии. Последняя его должность - командующий корпусной группой 2-й Кавказской армии, которой Самед бек командовал более двух лет, была равноценна должности командующего армией. За проявленную доблесть корпус прозвали «группой генерала Мехмандарова». На пик славы Самед бека вознесли операции по взятию города Вильно (Вильнюс). В течение 10 лет (1904-1015 годы)
за образцовую службу Самед беку трижды присваивалось звание генерала: 22 октября 1904 года - генерал-майор, 13 июля 1908 года - генерал-лейтенант, наконец 22 марта 1915 года он стал первым азербайджанцем, удостоившимся высокого звания полного генерала артиллерии. Стремительное продвижение по служебной лестнице на воинской службе - явление редкостное.
После развала империи Самед бек приезжает в город Владикавказ и
7 августа 1917 года избирается членом «Александровского комитета», оказывавшего содействие раненым. Впервые оторвавшись от ратной жизни, Самед бек усердно принялся за новую работу. Но недолго довелось боевому генералу жить размеренной жизнью - в начале августа 1918 года он вынужденно покидает Владикавказ. Отказавшись работать с большевиками, насаждавшими Советскую власть на Северном Кавказе, Самед бек Мехмандаров по Военно-Грузинской дороге направляется в Баку.
1 ноября 1918 года правительство Азербайджана принимает решение о создании военного министерства: «Учредить военное министерство при правительстве республики. Портфель министра представить председателю Совета министров. Его заместителем назначить генерала Самед бека Мехмандарова».
7 ноября того же года в приказе №1 Самед бек Мехмандаров перечисляет основные обязанности и трудности, возникшие при армейском строительстве: «Постановлением Совета Министров Азербайджанской Республики я назначен заместителем военного министра. Об этом объявляю военному министерству. Приступая к исполнению должности, хорошо понимаю всю серьезность, сложность и тяжесть той большой работы, которую предстоит выполнить. Но ее надо выполнить, и преодолеть все преграды, вставшие перед военным министерством, можно в случае совместной деятельности и порядочного отношения к обязанностям. Успешное создание боеспособной армии зависит от правильной постановки работы. Приглашая всех к совместной, слаженной деятельности, призываю начальников всех уровней уделять особое внимание учебе и воспитанию войск, прививать крепкую дисциплину, с чувством ответственности и любовью относиться к работе, служебному имуществу, строго следовать установленному распорядку, и, наконец, проявлять заботливость и дружелюбие по отношению к подчиненным. Только наличие этих качеств сможет оправдать создание армии и те большие расходы, что несет молодая республика. Для создания такой армии я готов преодолеть все трудности. Своевременное обеспечение и снабжение войск будет находиться под моим постоянным контролем».
В декабре 1918 года постановлением правительства АДР Самед бек Мехмандаров назначается военным министром, а генерал-лейтенант Алиага Шихлинский - его заместителем. Издается приказ о воинском приветствии:
«Приказываю всем офицерам приветствовать воинов в строю, а также вне строя по-азербайджански одним словом «Salam!», ответом должно быть «Aleykuma salam!». Во время награждения воину следует говорить: «Mərhaba!» («Молодец!»), в ответ должно прозвучать «Cox sağ ol!» («Большое спасибо»).
Подпись:
военный министр, полный генерал артиллерии Самед бек Мехмандаров,
начальник Главного штаба полковник Габиб бек Салимов.
***
Возвращение в Азербайджан видных военачальников рядовые воины встретили с ликованием. За полтора года существования национальной армии в ее рядах служил двадцать один генерал. Некоторым из них, в частности Самед беку Мехмандарову солдаты посвятили песни.
Кавказ ликует и поет,
Бальзам на раны задает,
Склонитесь, горные вершины,
Самед, любимчик, к вам идет.
Давно мы ждали этот час,
Когда заснеженный Кавказ,
Был готов приветствовать Вас…
Вступивший на должность военного министра в судьбоносное для Азербайджана время Самед бек
Мехмандаров был прекрасно осведомлен о проблемах, стоящих перед ним. Создать боеспособную регулярную армию было нелегко. Азербайджан оказался во вражеском окружении, ему ничего не досталось от развалившейся империи.
Выступления Самед бека перед воинами Национальной армии, его мужественный облик, безграничная преданность Отечеству навсегда остались в памяти Марьям ханум Байрамалибековой - одной из первых азербайджанских женщин-просветительниц:
- Самед бек решительно отвергал предложение стать военным министром АДР. Не потому, что боялся трудностей, он ясно сознавал, что мусульман, считавшихся неблагонадежными при царизме и совершенно далеких от военного искусства, необходимо было приобщать к новому ремеслу, что в некотором роде напоминало обучение грамоте престарелого человека. Но бывшего царского генерала, обладавшего высокими организаторскими способностями, невозможно было запугать такими трудностями.
***
Военная летопись страны представляет для сегодняшней молодежи особый интерес. Эта сфера долго не исследовалась, под грифом «совершенно секретно» архивные документы утаивались от народа. Исключение составляли лишь документы, касающиеся «страниц дружбы со старшим братом» или вероломными соседями. История Национальной армии АДР, просуществовавшей всего каких-то полтора года, изобилует интересными фактами. Страницы военной летописи АДР связаны с именами Самед бека Мехмандарова, Алиаги Шихлинского, Габиб бека Салимова, Мамед бека Сулкевича, принца Амира Кязимхана Гаджара, топографа-генерала Ибрагим ага Векилова и других славных сынов отечества.
Исключительная роль в создании Национальной армии принадлежит Самед беку Мехмандарову. Его историческое обращение к азербайджанскому народу (25 декабря 1918 года), выступления перед солдатами и офицерами служили делу организации регулярной 40-тысячной армии. Одно из таких выступлений (газета «Азербайджан», №131, 7 марта) Самед бек Мехмандаров произнес
25 февраля 1919 года в Национальном собрании Азербайджана. Говоря о случаях дезертирства в армии, он, в частности, отмечал: «…В Гяндже дезертировал солдат одной из воинских частей. Население с презрением относится к дезертирам, и нередко люди сами разыскивают беглеца и приводят его в часть. Есть надежда, что впредь подобные случаи не повторятся». А вот выдержка из другого его выступления: «Замечены случаи мародерства со стороны офицеров на фронте. Некоторые выданные им вещи и провиант используются не по назначению, а исключительно в семейных интересах. Для восполнения утраченного необходимо выделить вместо одного рубля - от 30 до
100 рублей».
С парламентской трибуны Самед бек требовал решительно бороться с дороговизной в стране, строго карать тех, кто препятствует армейскому строительству. Ему были чужды поступки, пятнающие честь офицера, которое он чтил превыше всего.
«Офицер призван учить воинов, воспитывать в них готовность пожертвовать собой во имя родины, служить авторитетом и образцом подражания для солдат. Человек в офицерских погонах обязан отличаться благовоспитанностью и учтивостью», - говорил Самед бек.
Возвращение Самед бека Мехмандарова в Азербайджан совпало с самым разгаром здесь войны. Еще до развала империи в стране воцарились хаос и анархия. В некоторых уездах сеяли страх бандитские формирования. К власти в Баку стремились большевики. Возвратившиеся из Ирана и Кавказского фронта русские войска совместно с армянскими дашнакскими отрядами под лозунгом установления Советской власти в Азербайджане только в Баку истребили около 12 тысяч азербайджанцев.
Погромы и грабежи учинялись не только в Баку, но и в Губе, Шамахе, Гяндже, Карабахе, регионах Мугани. Число погибших соотечественников в Иреване и Зангезуре исчислялось сотнями тысяч человек, были разграблены и преданы огню азербайджанские села.
Росла угроза существованию азербайджанской государственности. Бесконечные попытки непризнанной «Муганской республики» расчленить страну, нашествие английских войск, наступление белогвардейских отрядов генерала Деникина, вражеские происки беспартийных социалистов, дашнаков и министров без портфеля, непрекращающиеся атаки армян приграничных территорий республики, наконец междоусобная борьба затрудняли процесс создания боеспособной армии. В сложившихся нелегких условиях военный министр и его окружение работали с двойной отдачей. Осуществляя регулярные проверки воинских частей, Самед бек Мехмандаров не видел ничего отрадного. Профессионального военнослужащего не удовлетворяли ни дисциплина, ни обмундирование-вооружение, ни боевая подготовка в армии.
Учитывая остроту момента, 25 декабря 1918 года военный министр АДР генерал Самед бек Мехмандаров выступил с обращением к народу под названием «Граждане Азербайджана».
Этот исторический документ, долгие годы хранившийся под грифом «совершенно секретно», недавно был обнаружен мною в Центральном государственном архиве новой истории Азербайджана и впервые представляется вашему вниманию:
«С весны текущего года Азербайджан стал независимым государством. За минувший период усилия всех правительственных чиновников были направлены на обуздание анархии и восстановление законности в местах, где она была нарушена. Для достижения этой цели помимо прочего было решено создать боеспособные вооруженные силы, то есть сформировать азербайджанскую
армию.
…В настоящее время формирование армии взял на себя. Отныне все граждане страны - и неимущие, и состоятельные в одинаковой степени будут нести воинскую службу. И если кто-то освободит богатого человека от воинской службы, то виновник понесет тяжелую
кару.
В воинских частях солдаты будут хорошо экипированы. По моему приказу особое внимание будет обращено на качество продовольственных товаров, выделяемых армии. Отдано указание отремонтировать помещения, поддерживать в них должную температуру, у каждого солдата будут индивидуальные постельные принадлежности.
Мною приняты меры по определению строгого наказания всех незаконных действий против солдат и особенно в отношении рукоприкладства в армии.
…Претворяя в жизнь эти меры, обращаюсь в первую очередь к гражданам Азербайджана, покинувшим свои воинские части, и заявляю, что прощаю проступок - побег из армии - и призываю вас вернуться в свои части не позднее
1 января по старому календарю. Предупреждаю, лица, в указанный срок не вернувшиеся в расположение воинской части, будут строго наказаны по законам военного времени.
От имени святой для всех нас родины обращаюсь ко всему населению страны и прошу во имя процветания Азербайджана, во имя высоких патриотических чувств оказать мне помощь в организации вооруженных сил. Это необходимо для поддержания законности в стране. Еще раз прошу всех лиц, достигших призывного возраста, нести воинскую службу. Все обязаны участвовать в защите родных земель. Тот, кто забыл о своем священном долге перед родиной, должен осуждаться родными и близкими и, конечно, будет наказан по всей строгости закона.
Это мое заявление будет распространено по всей стране, и пусть грамотные донесут его смысл до неграмот-
ных».
Таким образом, только благодаря решительности и принципиальности Самед бека Мехмандарова, его заместителей - генералов Алиаги Шихлинского, Мамед бека Сулкевича, Габиб бека Салимова и Ибрагим ага Векилова удалось создать настоящую регулярную армию.
Окончание следует
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант, офицер Военно-научного центра
Министерства обороны, старший научный сотрудник
kaspiy.az