Каждый землянин, даже совсем не
научно-технический революционер или
патентный военный, прочитавший эту информацию о методиках изобретательства, сможет при желании написать рационализаторское предложение или патент, за которые ему заплатят на работе или в своём бизнесе. И, самое удивительное, что категорически только тот, кто именно практически ежедневно занимается какой-то достаточно узкой областью ИТ, может улучшить и изобрести новое, а не «аналитик» вообще, доцент или чиновник. Мир меняется, и то, что раньше изобреталось и патентовалось, как просто научное, «на кончике пера», теперь должно быть максимально практичным, как конкретное «техническое решение».
Оплата такого заработка для изобретателей официально закреплена законом, как в РФ, так и очень поощряется во всех странах мира. У нас финансовую поддержку ещё оказывает «Минобрнауки» РФ, например, такому проекту, как «
Научно-методическое обеспечение механизма реализации регуляторной гильотины в сфере интеллектуальной собственности». Сейчас право каждого автора какого-то улучшения технологий на вознаграждение от работодателя гарантировано ст. 1370 Гражданского кодекса РФ. Хотя, к сожалению, за 2021-й год по результатам проверки Минпросвещения России отмечено неисполнение выделенных близких расходов на сумму свыше 26,0 млрд. рублей, например.
Процитирую несколько скучных, но важных (ибо это деньги каждому желающему улучшить) мест из «
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1848 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения (ИЗ), служебные полезные модели (ПМ), служебные промышленные образцы (ПО)».
Немного таки истории изобретательства. Зарождение и развитие рационализаторского движения связано с возникновением научного подхода к организации и управлению трудом на рубеже XIX-XX вв. Первоначально понятие «рационализация» являлось синонимом понятий «научное управление», «научная организация труда» (НОТ). Считается, что научный подход к организации труда возник в России примерно в то же время, что в США и Европе и в 1904-м г., когда на Урале, в Лысьве и других заводах делались первые попытки применения принципов НОТ. До первой мировой войны в России насчитывалось несколько предприятий, работа на которых была организована по системе американского инженера Тейлора, основоположника НОТ. А первые отечественные школы рационализаторского движения датируется 1921-м годом.
Сейчас в современном мире все страны - лидеры в экономическом развитии, проводят политику стимулирования инновационной деятельности и рацпредложений в ИТ.
Например, доли расходов на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР, они же research and development, R&D) в структуре ВВП в КНР, США, Южной Корее, Израиле и Германии ежегодно увеличиваются, а правительства таких стран, как Индия, Канада, Россия, Австралия и Бразилия их снижают.
Авторы изобретений в США (FTTA, закон о трансфере федеральных технологий, 1986-й год) давно уже получали примерно 15% роялти от передачи по лицензиям созданных технологий. Во Франция (Схема S.А.I., Служба коммерческого и промышленного характера) - 50%. В Германии (Модель Макса Планка) - одну треть (33,3%) от передачи технологии. В СССР (закон «Об изобретениях в СССР») автор изобретения получал не менее 20% от выручки в результате продажи лицензии и 15% прибыли, ежегодно получаемой от использования технологии (в течение всего срока действия патента). В СССР автор изобретения мог получить вознаграждение, которое позволяло купить машину или дачу.
В КНР тоже давно и сейчас государство поддерживает инициативу внесения рационализаторских предложений, проведение научных исследований, внедрение технических новаторств и изобретений на предприятиях, поощряет и награждает работников. Вопросы развития рационализаторского движения в КНР относятся к совместному ведению государственных органов и общественных организаций.
В 2021-м году в России тоже на
научные исследования и разработки гражданского назначения направлено 486,1 млрд. руб. Это на 6,3% (или 32,8 млрд. руб.) меньше, чем планировалось в конце 2019 года при утверждении предыдущего бюджета. На 2022 год запланировано сокращение ассигнований на гражданские
исследования и разработки на 4,8% относительно докризисных проектировок, до 514,4 млрд. руб.
На глобальном инновационном рынке ежегодный оборот в несколько раз превосходит оборот сырьевого рынка, включая нефтяную и газовую отрасли. Несомненно, что Россия обладает огромным научно-техническим потенциалом, но в сфере
результатов интеллектуальной деятельности (РИД) не является авторитетом на мировой арене. Хотя, с одной стороны, российским организациям рекомендовано материально поощрять изобретательскую и рационализаторскую деятельность в ИТ, а, с другой - прямые основания для выплаты вознаграждения авторам рационализаторских предложений в законах сейчас отсутствуют.
Есть только методические рекомендации - «
автор рационализаторского предложения подает письменное заявление руководителю организации, заявление регистрируется, а затем рассматривается в течение 1 месяца со дня регистрации. По заявлению принимается решение о признании или отказе в признании предложения рационализаторским. Подать такое заявление может также лицо, не состоящее в трудовых отношениях с этим предприятием».
В 2018-м году
ВОИР создало
Национальную информационную систему «Бюро рационализации и изобретательства» (НИС БРИЗ) и возобновило выдачу свидетельств и наград о рационализаторском предложении вообще всем, кому только можно. Там же можно предложить свое рацрешение для промышленных компаний и бизнеса с получением денежного вознаграждения, чтобы использовать «инженерный, научный, управленческий и творческий потенциал главного ресурса нашей страны - интеллект»))
Развитие рационализаторства на рабочих местах в России и всём мире (взаимный плагиат неизбежен) позволит добиться повышения экономических показателей без каких-либо затрат со стороны государств, урегулировав лишь порядок вознаграждения инноваторов в организациях за прибыль им же (серьёзно).
Лично меня, как разработчика и изобретателя (работа сейчас патентоведом по
Life of Science только для изучения темы с разных сторон нужна) в настоящее время развитие изобретательства интересует не только для научно-технической революции через эффективный ТРИЗ, не что-то ещё хорошее и
известное для «креативности», а чисто для утилитарного и упрощённого алгоритма «обхода» самых интересных патентов любыми методиками.
При этом неважно, в какой из стран
Евразии и всего мира будет создано больше новаций в ИТ. Известно, что условия патентоспособности изобретений в Российской Федерации и
объектов патентного права, например, в США довольно близки и постоянно с помощью промышленного шпионажа и научных исследований происходит неизбежное копирование и улучшение такой интеллектуальной собственности. В любом государстве признаки примерно такие:
- Полезность (utility), которая соответствует нашенскому критерию «промышленная применимость» в ежедневной практике ИТ.
- Новизна (novelty), что соответствует известному критерию «новизна» и «неизвестности» изобретения из «уровня техники», выявляемому после патентного поиска по данным литературных источников.
- Неочевидность (non-obvious subject matter), соответствующий российскому пониманию «изобретательского уровня», т. е. для специалиста оно явным образом логически не следует из «уровня» развития техники по данным имеющихся источников информации, а является некой синергией, достаточно непредсказуемой.
Самое прикольное, что каждый из этих трёх пунктов можно развивать и увеличивать до бесконечности. А вот таким способом можно «обойти» («импортзаместить» и улучшить) каждый патент на любой продукт (услугу или товар) в мире поэтапно:
- Изучаем формулу и описание изобретения или полезной модели, которое необходимо обойти. Обращаем особое внимание на отличительные признаки независимого пункта формулы ИЗ или ПМ. Иногда для изучения требуются большие затраты, это то и есть единственный затык.
- Делаем один или несколько шагов в направлении дальнейшего развития технического решения и зарисовываем схемы новых идей технических решений с помощью ТРИЗ или иным креативным способом. Тут нужно просто знать предмет и не стесняться быть свободным в мышлении.
- Анализируем новые идеи технических решений, с целью выявления новых полезных качеств и развиваем их далее с помощью тоже ТРИЗ, экспериментов и статистики эффективности. Проверяем, нет ли такого в мире уже. И вот опять часто нужен специальный софт, дорогие приборы и умение проводить патентный поиск, как в первом пункте.
- Отбираем наиболее интересные идеи решения и развиваем их до новых вариантов технологии через эксперименты и статистику. Здесь просеиваем зёрна от плевел и делаем демократические выборы идеям.
- Проводим патентный поиск по базам данных и убеждаемся в новизне технологии. Если новизны нет - исключаем вариант решения «из списка». Окончательное подтверждаем выбор нового решения.
- Определяем порядок регистрации новых конструкций и алгоритмов в патентном ведомстве, пишем и подаём новые заявки на ИЗ и ПМ в России, Евразии или других мест планеты. Получаем оформленную технологию от какого-то государства с подтверждением инновационности. Продаём. Profit!
В соответствии с
законодательством РФ, изобретение только тогда используется незаконно, если использован каждый признак независимого пункта формулы ИЗ или ПМ. Таким образом, формально для обхода чужого патента на изобретение достаточно изменить хотя бы один отличительный признак формулы.
Ещё дальше я хотел написать подробно про диагностику состояния развития изобретательства и патентования в РФ по годам с 2018-го по 2022-й, но потом понял, что этим опять поделю людей с
дихотомическим мышлением на два враждующих (болеющих) лагеря (за наших против этих), как бы ни старался быть максимально нейтральным, объективным и проводя просто количественные сравнения статистики.
Поэтому я теперь просто приведу количество патентов по ИТ и их классификацию, а также один пример патента Яндекса, который эта компания продлевает, как актуальный, и мы попробуем его как-либо «обойти» - улучшить.
Патенты на ИЗ и ПМ в сфере ИТ можно разделить на три основные большие группы:
1. G06F
2. G06Q3.
3. G16
Ещё есть «G09 - Средства обучения; тайнопись; дисплеи; рекламное и выставочное дело; печати и опечатывание» и «G11 - Накопление информации» и т.д., но там «обойти» с помощью только знаний, умений и доступного софта не получится - нужно оборудование, как правило, дорогое весьма.
Количество действующих русских патентов Яндекса сегодня (31 марта 2022 года) составляет 339 штук.
А теперь приступим к практике улучшения какого-то конкретного изобретения.
Возьмём, для примера, патент RU2757406C1 «Способ и система для обеспечения уровня сервиса при рекламе элемента контента» (Авторы: Соколов Евгений Андреевич, Данильченко Андрей Петрович; Патентообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс»).
Есть для улучшения этого три варианта: рацпредложение (небольшое улучшение, недостаточное для уровня патента (но экономящее пару-другую миллионов), полезная модель (перевести обслуживание серверов или «запоминающих устройств» через более быстрое или безопасное какое-то приспособление) и, наконец - изобретение (это тогда не только что нового, но и как, и когда, и почему, и т.д.).
Эти два патента показывают, в каком направлении можно улучшить этот патент Яндекса, который будет в нём прототипом, а ещё 10 аналогов (легко найти, но хватит уже тут) - покажут направления по верификации и мотивации.
Формула этого ИЗ Яндекса:
«Способ обеспечения уровня сервиса при рекламе элемента контента, выполняемый сервером, реализующим рекомендательный сервис для предоставления множества элементов цифрового контента пользователю из множества пользователей этого сервиса, при этом данные, представляющие историю взаимодействия множества пользователей сервиса с элементами цифрового контента, и данные, представляющие элементы цифрового контента, хранятся в запоминающем устройстве, связанном с сервером, а способ включает в себя:
- получение сервером запроса на рекламу элемента из множества элементов цифрового контента с требуемым уровнем сервиса, при этом запрос уровня сервиса включает в себя указания на целевое количество пользователей, которым предоставляется элемент цифрового контента и которые выполняют в отношении него действие, и целевой период времени;
- расчет сервером распределения среди множества пользователей сервиса вероятности выполнения действия после предоставления элемента цифрового контента;
- оценивание сервером потенциального количества пользователей из множества пользователей сервиса, которым элемент цифрового контента может быть предоставлен в течение целевого периода времени;
- расчет сервером порога вероятности для распределения на основе данных, включающих в себя:
- целевое количество пользователей в запросе уровня сервиса,
- рассчитанное распределение и
- оцененное потенциальное количество пользователей; и
- предоставление сервером элемента цифрового контента пользователям из множества пользователей сервиса, имеющим вероятность в распределении, превышающую упомянутый порог.»
Применяем к формуле алгоритм вышеуказанных пунктов 1-6 по техникам ТРИЗ или иным образом.
Самое простое решение для улучшения и «обхода» - это тупо увеличить точность сервиса, предложив пользователю более релевантные объекты, сделать максимальную персонализацию в противовес стандартной унификации, которая не учитывает интересы конкретного пользователя. Как это сделать максимально быстро? Очень просто - через повышение фидбэка, спросив пользователя честно, что он думает про предлагаемое.
Как увеличить мотивацию достоверно оценивать предлагаемый контент или рекламу? Три способа: 1) за каждую оценку начислять какие-то баллы Яндекс-маркета, например; 2) использовать для верификации оценки авторизацию через, например Вконтакте или номер мобильного телефона и 3) сделать отдельный веб-сервис для сбора всего фидбэка про рекламу каждому (с накоплением баллов в личном кабинете и достоверной авторизацией, хоть через банк), где все искренне смогут для себя и будущих покупок собрать свои реальные предпочтения, чтобы машина смогла понять желания и вкуса человека без кражи кусочков персональных данных, а напрямую и практически полностью.
Так, делаем такой сайт и сервис за пару дней, тестируем, проверяем месяц статистику эффективности достоверности оценок, персонализации рекламы, излагаем неделю это по формальным правилам, подаём заявку в Роспатент и хобана - получаем патент с аналогами типа RU2706473C1 «Система и способ поиска с автоматизированным предоставлением контента товаров и/или услуг посредством сети передачи данных» (Патентообладатель: Гридяев Сергей Алексеевич) или аналога RU2675334C1 «Система и способ определения эффективности внешней или внутренней рекламы» (Патентообладатель: СтикерРайд Лимитед).
Конечно, такой пример очень приблизительный, но он нужен нам только для иллюстрации, как взять любую информационную технологию на своей работе и улучшить её, получив деньги за рацпредложение или ИЗ.