В нашем городе работают более десятка музеев, среди них есть муниципальные, региональные и ведомственные. Некоторые имеют широкую известность как например Краеведческий, а какие-то менее известны как
Музей пожарной охраны. Сегодня я расскажу о музее, про который слышали немногие, он расположен в 18-и километрах от Томска на территории аэропорта.
Идея открыть в Томске музей, посвященный авиации, появилась давно. Аэропорт не раз проводил переговоры с Краеведческим музеем, сотрудники которого разрабатывали план будущей экспозиции. В 2010-м году в ТОКМе даже открылась
выставка «Небо России. Томской авиации - 100 лет». Гостям показывали навигационные приборы, оборудование для проведения аварийно-спасательных работ, бортовые самописцы и многое другое. Предполагалось что экспонаты выставки стянут частью экспозиции музея авиации. Он должен был расположиться в аэропорту и состоять из двух экспозиций натурной и исторической.
Зал посвященный истории авиации в аэровокзале так и не появился, а вот экспозицию, состоящую из самолетов, удалось открыть. На территории находится шесть экспонатов - одна пожарная машина «Ураган» и пять воздушных судов: Ан-2, Ан-24, Л-410, Як-40 и Ту-154. Салоны двух машин открыты для посещения.
В настоящий момент всего два музея на территории Томской области могут похвастаться наличием самолетов в своих фондах, помимо музея аэропорта Богашево, свое воздушное судно есть у Первомайского районного краеведческого музея. Он расположен в 130-и километрах от Томска в селе Первомайское по адресу улица Коммунистическая, 8. Около здания в качестве памятника установлен самолет Як-40. Также отношение к авиации имеет и
Колпашевский краеведческий музей в одном из его залов выставлен тренажер, переданный местным авиаотрядом - кабина самолета Ан-2. Музей находится в 320-и километрах от Томска в городе Колпашево, адрес: улица Ленина, 49.
Ту-154М (салон и кабина открыты для посетителей)
2.
Ту-154 поднялся в воздух 4 октября 1968 года. Самолет создавался как замена Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Несколько десятков лет Ту-154 был одним из главных типов воздушных судов на внутренних линиях. Первый полет модификации Ту-154М состоялся в 1982 году, от базовой модели его отличают более тихие и экономичные двигатели. Всего выпущено больше 900 машин.
Музейный самолет построен в 1990-м году, эксплуатировался авиакомпаниями «Аэрофлот», «Владивосток Авиа» и «ЮТэйр».
3. Кабина экипажа.
4.
5. Место бортинженера.
6. Туалет в первом салоне.
7.
8.
9.
10.
11. Ту-154 был передан в музей авиакомпанией «ЮТэир» 28 декабря 2010 года, в память об этом событии в передней части фюзеляжа установлена табличка. Кроме того, в салоне осталось много напоминаний о последнем перевозчике, это бортовые журналы и инструкции по безопасности.
12.
Ту-154 узкофюзеляжный, пассажирский самолет для линий средней протяженности, характеристики:
Конструктор - Андрей Николаевич Туполев;
Первый полет - 1968 год;
Экипаж - 4 человека;
Количество пассажиров: от 160 до 180 в зависимости от компоновки салона;
Максимальная скорость - 1050 километров в час;
Крейсерская скорость - 850 километров в час;
Практический потолок - 11400 метров;
Максимальная дальность полета - 4500 километров.
Як-40К (салон и кабина открыты для посетителей)
13.
Предназначен для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях. Разработка началась в апреле 1965 года ОКБ имени Яковлева, в октябре 1966 года совершен первый полет опытного образца. Як-40 стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний и первым среди советских самолетов получил сертификаты летной годности Италии и ФРГ. Серийное производство налажено в 1968 году на Саратовском авиазаводе. Всего изготовлено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран мира.
Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-40, характеристики:
Первый полет - 1966;
Экипаж - 2-3 человека;
Количество пассажиров: от 24 до 32 в зависимости от компоновки салона;
Максимальная скорость - 600 километров в час;
Крейсерская скорость - 475-510 километров в час;
Практический потолок - 8100 метров;
Максимальная дальность полета - 1350 километров.
14.
15.
16.
17. Салон Як-40 имеет двухклассную компоновку, это объяснятся тем, что в последние годы его использовали для полетов по территории Томской области нефтяники и газовики.
18. Самолет долгое время не эксплуатировался и находился в запущенном состоянии. В частности, из-за повышенной влажности в салоне первого класса сгнила кожаная обивка сидений, во время реконструкции материал заменили на более дешевый.
Л-410
Создавался в Чехословакии по заказу СССР, затем стал поставляться в другие страны. Это был первый самолет иностранного производства, допущенный к полетам на воздушных трассах Советского Союза. Впервые Л-410 поднялся в воздух 16 апреля 1969 года, изначально планировалось что эта модель придет на смену Ан-2. Музейный самолет изготовлен в 1981 году на заводе «LET», эксплуатировался в Томском авиапредприятии с 1982 по 1994 год. Налетал 4562 летных часа, совершил 3334 посадки. Выполнял полеты по местным воздушным линиям в Новосибирск, Стрежевой, Колпашево, Кедровый, Александровское, Пудино, Каргасок, Пионерный.
Универсальный двухмоторный самолет для местных воздушных линий Л-410, характеристики:
Максимальная скорость - 457 километров в час;
Крейсерская скорость - 380 километров в час
Практическая дальность - 1380 километров
Практический потолок - 6320 метров
Экипаж - 2человека
Количество пассажиров: от 17 до 19 в зависимости от компоновки салона.
19.
Ан-24
Начал разрабатываться в 1956 году для замены на местных авиалиниях самолетов Ил-12 и Ил-14. Первый полет совершил 20 октября 1959 года, с 1962 года поступил в эксплуатацию.
Музейный самолет изготовлен в 1971 году на Киевском авиационном заводе, налетал 49793 летных часа, совершил 36392 посадки. Эксплуатировался в Томском авиапредприятии с 1972 по 1998 год, выполняя полеты на местных воздушных линиях в Новосибирск, Стрежевой, Колпашево, Кедровый, Пионерный.
Ан-24, среднемагистральный пассажирский самолет, характеристики:
Конструктор - Олег Константинович Антонов;
Первый полет - 1960 год;
Экипаж - 5 человек;
Количество пассажиров: от 48 до 52 в зависимости от компановки салона;
Крейсерская скорость - 460 километра в час;
Практический потолок - 7700 метров;
Максимальная дальность полета - 1850 километров.
20. Музейный самолет стоит среди деревьев, поэтому я не стал его снимать, взамен фото аналогичного борта.
Ан-2
Один из старейших и надежнейших самолетов в России. Первая машина поднялась в воздух 31 августа 1947 года, конструкция - расчалочный биплан за годы работы доказала свою надежность и безопасность, за машиной закрепилось прозвище «кукурузник».
Ан-2 способен совершить посадку на неподготовленной местности, после остановки двигателя продолжает планировать. Внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый долго выпускаемый самолет - некоторые модификации выпускаются и в наши дни.
Советский легкий транспортный самолет Ан-2, поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом, характеристики:
Конструктор - Олег Константинович Антонов
Первый полет - 1948 год;
Экипаж - 2 человека;
Количество пассажиров - 12;
Максимальная скорость - 250 километров в час;
Крейсерская скорость - 82 километра в час;
Практический потолок - 4000 метров;
Максимальная дальность полета - 1700 километров.
21.
Аэродромная пожарная машина «Ураган»
Предназначена для пожарно-спасательной службы на аэродромах, изначально разрабатывалось для перевозки ракет и пусковых установок. Обеспечивает тушение пожаров в самолетах и вертолетах, проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из воздушных судов, потерпевших аварию, а также тушение пожаров на объектах в районе аэропортов.
22.
Олег Асратян /
aos1986.livejournal.com Музей расположен по адресу: Томская область,
поселок Аэропорт 1Б;
Записаться на экскурсии можно по телефону: +7 (382-2) 932-722;
До аэропорта можно доехать на автобусе 119-го маршрута, стоимость билета от 43 до 49 рублей, с расписанием можно ознакомиться на сайте. Поездка на такси будет стоить от 300 рублей.
Посетить музей можно только в летнее время по предварительной заявке. Проведение экскурсий приостановлено до 20 апреля 2016 года.
С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Томского аэропорта
в разделе «Экскурсия». Благодарю отдел маркетинга «Аэропорт Томск Сервис» за проведенную экскурсию, а также Алексея Литвинова (
UNTT) от которого я и узнал об этом замечательном месте, его репортаж о музее можно посмотреть
по ссылке.
При подготовке материала использованы данные
официального сайта аэропорта Томск.