Если вы хотите узнать историю железных дорог нашей страны и познакомиться с техникой, которая раньше работала на стальных магистралях Российской империи, Советского Союза и Российской федерации, то одно из лучших мест для этого музей расположенный на Рижском вокзале столицы. Здесь на путях протяженностью 1,6 километра собраны: паровозы, тепло- и электровозы, вагоны, и электропоезда.
Музей на станции Москва - Рижская открыл свои двери 31 июля 2004 года, первоначально его экспозиция насчитывала всего 37 экспонатов. Открытая площадка разместилась на путях, в прошлом использовавшихся для пригородного движения. Сейчас тут собрано уже более 50 единиц подвижного состава.
2. Всех посетителей музея встречает паровоз сери Ов-1841, он построен в 1903-м году на Брянском машиностроительном заводе. На данный момент, это самый старый экспонат музея, машина является памятником науки и техники Российской Федерации 1 категории.
3. Паровозы серии О (Основной грузовой паровоз) строились на всех отечественных паровозостроительных заводах с 1897 по 1929 годы, такие машины работали на железных дорогах вплоть до 1960-х годов.
4.
5.
6.
7. Паровозы серии Э строились с 1912 по 1957 годы на отечественных паровозостроительных заводах, а также на предприятиях других стран.
8. Во время Великой Отечественной войны машины этого типа обеспечили большую часть фронтовых перевозок. В регулярной эксплуатации находились вплоть до начала 1980-х годов. Всего выпущено более 11 тысяч машин, паровозы серии Э являются рекордсменами по численности и продолжительности постройки.
9. Паровозы серии Су строились на советских заводах с 1924 по 1951 годы, их разработали на базе дореволюционных паровозов серии С (Сормовский). Это были первые паровозы, разработанные в СССР, они предназначались для вождения пассажирских поездов в том числе и курьерских, работали на большинстве железных дорог Советского Союза вплоть до 1960-х годов
10. Паровозы серии СО (Серго Орджоникидзе) предназначались для работы на линиях с легкими рельсами. Строились с 1934 по 1951 годы. на Харьковском, Брянском, Ворошиловградском, Красноярском и Улан-Удэнском паровозостроительных заводах. Всего выпущено 3049 машин.
11.
Паровозы серии Л названы в честь главного конструктора Коломенского паровозостроительного завода Льва Лебедянского, машины строились с 1945 по 1955 год. на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах. Всего выпущено 4199 локомотивов.
12.
Паровозы серии Л являются наиболее распространенными грузовыми локомотивами послевоенной отечественной постройки. Иногда их применяли и для перевозки пассажиров, в регулярной эксплуатации машины этого типа работали вплоть до 1980-х годов.
13. Паровозы серии ТЭ (Трофейный, эквивалентный серии Э) разработаны в Германии во время II мировой войны для нужд армии. Такие машины строились с 1942 по 1944 годы, всего выпущено более 6700 локомотивов.
14. Паровозы серии Е (американский) поставлялись в Советский Союз из США по Ленд-лизу с 1944 по 1947 годы, всего было получено 2047 локомотивов. Первоначально эти машины перевозили грузы в центральных областях СССР. По мере поступления новых отечественных локомотивов их стали передавать на дороги, обслуживающие Сибирь и на Дальний Восток.
15. Двухсекционные тепловозы серии ТЭ7 (Тепловоз с электропередачей) были разработаны для вождения пассажирских поездов, их выпускали на Харьковском заводе транспортного машиностроения и Луганском тепловозостроительном заводе. Всего построено 113 тепловозов этой серии.
16. Тепловозы серии ТЭП60 (Тепловоз с электропередачей, пассажирский) строились с 1960 по 1985 годы на Коломенском тепловозостроительном заводе. Машины использовались на неэлектрифицированных магистралях для работы с пассажирскими поездами, всего выпущено 1240 локомотивов этой серии.
17. Грузопассажирские электровозы серии ВЛ22м (Владимир Ленин, нагрузка на ось 22 тонны, модернизированный) строились с 1947 по 1958 годы. на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего выпущен 1541 электровоз машин.
18. Двухсекционные грузовые электровозы серии ВЛ8 строились с 1956 по 1967 годы на Новочеркасском и Тбилисском электровозостроительных заводах. Всего выпущено 1724 машин.
19. Электровоз ЭП200 предназначен для вождения пассажирских поездов, состоящих 20-24 вагонов с максимальной скоростью 200 километров в час на дорогах, электрифицированных переменным током напряжением 25 кВ.
20. ЭП200 является первым отечественным восьмиосным односекционным пассажирским скоростным электровозом переменного тока. Два опытных образца построены в 1997 году на Коломенском заводе.
21. Начиная с конца 1920-х годов на железных дорогах Советского Союза для перевозки пригородных пассажиров начали применяться электропоезда. В 1929 году были электрифицированы некоторые линии Московского железнодорожного узла, первоначально там применялось напряжение в 1500 В. Электропоезда Серии С (тип Северной железной дороги) старились в СССР с 1929 по 1958 годы, впервые их применили на линиях Москва - Мытищи Северной железной дороги.
22. Дизель-поезда серии Д1 строились в Венгрии по заказу Советского Союза с 1964 по 1976 годы, всего выпущено более 608 поездов. Такие составы перевозили пассажиров на пригородных направлениях неэлектрофицированных железных дорог.
23. Электропоезда серии ЭР22 строились на Рижском вагоностроительном заводе с 1964 по 1968 годы, всего выпущено 66 секций. Составы предназначались для работы на наиболее загруженных пригородных направлениях. Все двери были адаптированы для работы только с высокими платформами, в центральной части каждого вагона располагался тамбур и дополнительные двери, эти особенности позволяли значительно ускорить посадку и высадку пассажиров.
24. На основе ЭР22 были созданы электропоезда моделей ЭР25 и ЭР31 предназначенные для работы на железных дорогах Болгарии, Югославии и Сербии.
25. Первый отечественный скоростной электропоезд серии ЭР200 создавался в период с 1965 по 1974 годы в Риге вагоностроительным и электромашиностроительным заводами. В его конструкции впервые применили такие нововведения как кузов из легких алюминиевых сплавов, аэродинамическая форма головных вагонов, подвагонные фальшборта, двухступенчатое рессорное подвешивание, тиристорные регуляторы тяговых двигателей.
26. Состав формировался из 14 вагонов - двух головных и двенадцати моторных. Головные вагоны бизнес-класса на 24 места с баром. Моторные вагоны рассчитаны на 64 места. Составы работали на линии Москва - Ленинград (Санкт-Петербург) преодолевая расстояние 650 км за 4 часа 45 минут. С 2009 года выведены из расписания в связи с запуском скоростных поездов «Сапсан».
27. Опытный российский высокоскоростной электропоезд «Сокол-250» был построен в 2000 году и предназначался для замены электропоездов ЭР200 на линии Москва - Санкт-Петербург. Испытания проводились в течении двух лет, по их завершению было выявлено большое число недоработок, по этой причине межведомственная комиссия пришла к заключению, что ввод в эксплуатацию с пассажирами опытного поезда невозможен.
28.
29.
30.
31.
32. Спальный вагон габарита РИЦ предназначался для движения в составе пассажирских поездов, следующих в европейские страны с шириной колеи 1435 миллиметров.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
При подготовке материала использовались данные сайтов: «
Инновационный дайджест», «
Всероссийское общество любителей железных дорог».
Фото: Олег Асратян /
aos1986.livejournal.com