66 лет вместе с городом: 1 мая 1949 года томский трамвай начал перевозить пассажиров (фото)

May 01, 2015 23:44

Первомай 1949 года надолго запомнился томичам, это произошло не благодаря шествиям и торжествам, а по тому, что в этот день решилась одна из острейших городских проблем - в Томске наконец появился городской транспорт. Конечно, до этого существовали автобусы, но их количество било невелико, они работали нерегулярно, часто ломались и всегда были переполнены, только появление трамвая на городских улицах помогло томичам с комфортом передвигаться по любимому городу.




Сегодня я постараюсь показать небольшую подборку фотографий, которая расскажет о жизненном пути трамвайного хозяйства Томска. Снимки сделаны в разные годы работниками предприятия, которое каждый день помогает нам перемещаться по полумиллионному городу.

У томского трамвая есть сразу четыре дня рождения: 7 ноября 1948 года - в этот день по городу прошел первый вагон, 25 апреля 1949 года - начало обкатки линии, 1 мая 1949 года - начало перевозки пассажиров. Отдельно стоит выделить 28 апреля, почему-то эта дата отдельно выделяется работниками депо, на вопрос, почему не могут ответить даже ветераны.

2. Первые два трамвая прибыли в Томск по железной дороге, это были моторный вагон типа Х (Харьковский) и прицепной типа М (Мытищинский). Их передали из Новосибирска после списания, основной задачей поезда, сформированного из этих вагонов, была обкатка линии. Поезд сделал несколько рейсов 7 и 8 ноября 1948 года, после чего больше не использовался.



3. Первая очередь томского трамвая пролегала от железнодорожного вокзала Томск-I по проспекту Кирова и улице Советской до площади Батенькова. Однопутная линия имела четыре разъезда, для организации движения применялась жезловая система. На фото поезд из трамвайных вагонов КТМ-1/КТП-1 (Кировский трамвай моторный, первая модель/Кировский трамвай прицепной, первая модель) на проспекте Кирова до введения двухпутного движения. Современные фотографии этой линии можно посмотреть по ссылке.



4. Сотрудники трамвайного депо рядом празднично украшенным поездом из вагонов КТМ-1/КТП-1.



5. Трамвайная линия по улице Советской, спуск между остановками «Политехнический университет» («Электроламповый завод») и «Дом ученых» («Типография»).



6. Работа любого предприятия не возможна без дружного и сплоченного коллектива. На фото бригада обслуживающая трамвайный поезд: водитель и два кондуктора.



7. Осмотр токоприемников на линии.



8. Трамвайный поезд модели КТМ-1/КТП-1 на остановке (предположительно «улица Дальне-Ключевская»).



9. Строительство линии второй очереди от разворотного кольца на улице Дальне-Ключевской к железнодорожному вокзалу Томск-II. На фото, подготовка земляного полотна на улице Дальне-Ключевской (спуск между остановками «Телецентр» и «Старокаштачной»).



10. Строительство второй очереди трамвая. Движение по линии прекращено 25 мая 2011 года, в настоящий момент пути демонтированы. На фото, прокладка линии по улице Железнодорожной.



11. Ремонт трамвайной линии на улице Советской в районе остановки «Городской сад».



12. Разворотное кольцо на площади перед вокзалом Томск-I. Этот участок просуществовал до 1964 года, его демонтировали после продления линии от проспекта Кирова к Лагерному саду.



13. Трамвайный вагон КТМ-1 на улице Советской в районе остановки «Городской сад».



14. Трамвайные поезда из вагонов КТМ-1/КТП-1 на площади Батенькова.



15. В архиве Трамвайно-троллейбусного управления хранится большая подборка фотографий, посвященная безопасности движения, на фото трамвайный вагон КТМ-1.



16. В 1960-е годы ревизоры готовили визуальный материал по безопасности движения, к фотографии наклеенной на картон давалось краткое текстовое описание опасной ситуации, в которую может попасть вагоновожатый. На фото трамвайные вагоны КТМ-2.



17. Правила технической эксплуатации (ПТЭ) трамвая запрещают разъезд встречных поездов, если в межпутье может оказаться человек. На фото поезда из трамвайных вагонов КТМ-2/КТП-2 (слева) и КТМ-1/КТП-1 (справа) в районе остановки «улица Льва Толстого».



18. «Нарушение интервала - ведет к наезду». На фото вагоны КТМ-2/КТП-2 на остановке «Городской сад».



19. В архиве ТТУ хранится очень много фотографий вагонов: разбитых, сгоревших, сошедших с пути. Большинство из этих снимков датировано 1960-и годами и сделано ревизорами по безопасности движения. Это период расцвета трамвайного движения в Томске, линии охватывали большую часть города, а в инвентаре трамвайного депо числилось 158 (1967 год) вагонов.



20. Последствия столкновения трамвайного вагона КТМ-2 и грузового автомобиля.



21. Задняя площадка троллейбуса ЗиУ-5 после столкновения с трамвайным вагоном. Инцидент произошел в районе перекрестка улицы Розы Люксембург и переулка 1905 года.



22. Вагон КТМ-2 сошедший с рельс. Предположительно улица Розы Люксембург в районе остановки «улица Дальне-Ключевская».



23. Выгоревший КТМ-2 на запасном пути в депо.



24. Томское трамвайное депо изначально было построено на улице Казанской (Комсомольский проспект) и никогда не меняло своего местоположения, однако основной производственный корпус строился в несколько этапов. Узнать о том, как трамвайное депо выглядит сейчас, можно перейдя по ссылке.



25. Трамвайное депо, въезд на ремонтные канавы. Фото сделано со второго этажа из административной части.



26. Основной корпус трамвайного депо, цех ТО-1, 1980-е годы.



27. Трамвайное депо, гараж и пути ночного отстоя.



28. Трамвайный поезд КТМ-1/КТП-1 на остановке «площадь Батенькова». В 1950-1960-х годах в центре площади был фонтан, а остановка в направлении улицы Дальне-Ключевской располагалась в том месте, где стоит состав, позже ее перенесли на другую сторону кольца.



29. Неисправный поезд КТМ-2/КТП-2 на площади Батенькова.



30. Вагон КТМ-2 прибывает к остановке (предположительно «улица Зырянская»).



31. Во все времена трамвай в Томске пользовался популярностью, был период, когда вагоны работали в три смены. На фото поезд из вагонов КТМ-2/КТП-2.



32. Состав из вагонов КТМ-2/КТП-2 выезжает с конечной станции «Восточная» расположенной в районе опытного поля.



33. 9 августа 1964 года, открытие движения по путям пятой очереди от вокзала Томск-1 до Лагерного сада. Участок по улице Красноармейской до площади Южной будет проложен в 1966-м году.



34. Улица Красноармейская, трамвайный вагон КТМ-2 на остановке «Транспортное кольцо» («Агентство аэрофлота»). На фото видна стрелка, до 1973 года действовала линии по улице Нахимова от Транспортной площади до Лагерного сада и далее по улице Советской до проспекта Кирова.



35. Перекресток улиц Нахимова и Кулёва, трамвайные поезда КТМ-1/КТП-1 и КТМ-2/КТП-2 направляются в сторону лагерного сада. На фото виден знак «железнодорожный переезд», скорее всего он остался со времен горжелдорветки построенной во время Великой Отечественной войны для снабжения Томского электромеханического (ТЭМЗ) и Томского электролампового (ТЭЛЗ) заводов. Ныне этой трамвайной линии не существует, она была демонтирована после строительства коммунального моста через реку Томь и реконструкции улицы Нахимова в 1973 году.



36. Открытие движения по линиям четвертой очереди, построенным 1963-1964-м годах. Пути пролегали: по переулку Плеханова, улицам Лебедева, Колхозной, Салтыкова-Щедрина, переулкам Трамвайному и Фруктовому. Еще одна линия прошла по Комсомольскому проспекту от улицы Лебедева до проспекта Кирова. Трамвайное хозяйство Томска закупало пассажирские вагоны производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова, единственное исключение было сделано в 1956 году, когда в наш город пришло два трамвая модели МТВ-82 (Московский трамвай) построенных на Рижском вагоностроительном заводе. По воспоминаниям ветеранов, они не понравились пассажирам из-за того, что большой вагон имел всего две двери. В 1965 году депо приняло решение отказаться от рижских трамваев и передало их в другой город (предположительно Новосибирск).



37. В 1969-м году трамвайные хозяйства Томска и Омска получили новые вагоны производства Усть-Катавского завода (УКВЗ). Модель КТМ-5М «Урал-5» (Кировский трамвай моторный, пятая модель, модернизированный) выгодно отличалась от своих предшественников. Теплые, быстрые, одиночные вагоны с удобными сиденьями, широкими дверьми и проходами стали выходить на маршруты. Для уменьшения веса кузов был обшит стеклопластиком, люминесцентное освещение делало салон светлым, а громкоговорящее устройство помогало водителю объявлять остановки. Кроме того, вагоны «Урал-5» не имел пневмосистемы, которая постоянно перемерзала в зимнее время, также ее отсутствие сделало трамваи очень тихими.



38. Трамвай модели КТМ-5М на остановке «Вокзал Томск-I». Новые вагоны оказались недоработанными, чаще всего из строя выходили привод дверей, освещение и ручной тормоз. Много проблем было с электрической частью, по воспоминаниям ветеранов, возгорания происходили как минимум в четырех вагонах.



39. Однако одному пожару суждено было кардинально повлиять на судьбу всей серии, возгорание произошло в 1971 году прямо на линии, предположительно в районе остановки «улица Дальне-Ключевская». Трамвай выгорел в течении нескольких минут, при этом некоторые пассажиры отравились продуктами горения пластика. Министерство жилищьно-коммунального хозяйство предписало заводу изготовителю внести доработки в проект, а все ранее выпущенные вагоны должны были пройти модернизацию. Пластиковую обшивку заменили на гофрированный металл (пластик остался в торцевых частях вагона и на крыше), люминесцентное освещение на лампы накаливания, тросовый привод дверей на цепной механизм, а от ненадежного ручного тормоза со временем отказались. На фото выгоревший трамвай КТМ-5М на территории депо.



40. Новый проект получил наименование КТМ-5М3 (Кировский трамвай моторный, пятая модель, модификация третья). С 1976-го года на УКВЗ ввели единый классификатор подвижного состава для поездов трамвая и метрополитена, после чего модель сменила наименование на 71-605 (71 - трамвай пассажирский, 6 - номер УКВЗ, 05 - код модели) именно такие вагоны до сих пор составляют половину трамвайного парка Томска. На фото вагон КТМ-5М (71-605) и водитель в форменной одежде образца 1970-х годов.



41. Отдельно стоит остановиться на двух фотографиях, хранящихся в архиве томского ТТУ. Скорее всего эти снимки не имеют отношения к нашему городу, они могли быть сделаны томичами, командированными в другие города. На лобовом маршрутоуказателе поезда из вагонов КТМ-1/КТП-1 виден аншлаг «Завод ИМ С.М. Кирова - 3 - Вокзал». Если мне не изменяет память, не один из заводов нашего города никогда не носил имени Кирова, кроме того, опоры контактной сети, которые видно на фото, не характерны для Томска.



42. Трамвай модели МТВ-82 на мойке. На фото ясно виден бортовой номер вагона 25, в Томске работало всего два поезда этой модели, они носили бортовые номера 15 и 16.


Фото: Архив Томского Трамвайно-троллейбусного управления.

При подготовке материала использовались источники:
- Я.А. Яковлев «Рассказы о Томском электротранспорте». Томск: издательство Томского университета, 1999. 464 с.
Poll Хотите-ли вы видеть, как выглядят места показанные в этом материале сейчас?

История, Фото, История Томска, Трамвай, Томск, День в истории, Городской транспорт

Previous post Next post
Up