Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды… (Лествичник)
В этой цитате из Лествицы квинтэссенция приемов по трезвенному молчанию ума. Далее короткий разбор.
Сидя на высоте...
Под высотой не следует понимать конкретное физическое место. Если человек еще не видит внутреннее пространство ума и души, он может попытаться привязать "высоту" к конкретному месту, только без фанатизма. Обычно это середина груди. Для более опытных, не впадающих в экзальтацию, это место может располагаться чуть над головой. Или находиться одновременно и над головой, и в районе сердца. Ум, по мере очищения, может одновременно находиться в разных местах. Место сосредоточения на физическом плане не является чем-то принципиально важным. Важно умение выйти из обусловленности внешним и войти вовнутрь.
Что же такое внутреннее нахождение на высоте, которая не привязана к конкретному физическому месту? Прежде всего, на высокую внутреннюю гору нужно подняться, что требует владения, пусть и минимального, внутренним пространством и умения в этом пространстве передвигаться умом, причем не абы куда, а вверх. Именно это неумение внутренне (не нравственно, не мыслительно, а энергийно) возвышаться умом приводит к быстрому поражению новичков в молитве. Новичок, "садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался. Обычно это место бытового потока сознания, его отходов, среди которых без длительной подготовки долго не усидеть. Или ум скатывается в низкие оккультные пространства - в сон и опьянение сомнительными озарениями.
Подъем на высоту осуществляется энергийно - через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.
Ум при замолкании, пока не очищен и инертен, падает вниз. Для него мусор бытового потока сознания является удерживающей силой. Посему он практически не способен к возвышению за счет собственных сил и требует помощи извне, которую может оказать сведующий в этом деле человек или собрание людей. Такой подъем может происходить на церковных службах, при чтении подвижнической литературы, при личном общении, если подкреплен собственным стремлением.
продолжение следует...