шум шагов бой часов

Oct 29, 2012 05:05


Иосиф Бродский

Шествие

Поэма-мистерия в двух частях и в 42 главах-сценах

Идея поэмы - идея персонификации представлений о мире, и
в этом смысле она - гимн баналу.

Цель достигается путем вкладывания более или менее
приблизительных формулировок этих представлений в уста двадцати
не так более, как менее условных персонажей. Формулировки
облечены в форму романсов. Романс - здесь понятие условное, но
по существу - монолог.

Романсы рассчитаны на произнесение и на произнесение с
максимальной экспрессией; в этом, а также в некоторых длиннотах
сказывается литературный характер поэмы.

Романсы, кроме того, должны произноситься высокими
голосами; нижний предел - нежелательный - баритон; верхний -
идеальный - альт.

Прочие наставления у Шекспира в "Гамлете" - 3-м акте.     
http://lib.ru/BRODSKIJ/iosif.txt

***

иногда мне кажется, что бродского любить невозможно. это что-то слишком необъятное, недоступное простому взгляду.


еще мне кажется принципиальной одна вещь: человек, который хочет попробовать любить бродского, должен
1) мыслить не отдельными стихами или даже стихотворениями;
2) отказаться от линейного, пустого времени и вернуться к времени мессианскому

чтение бродского очень похоже на чтение библии. язык есть бог в обоих случаях, и в обоих случаях нельзя уйти от одновременности. библия неслучайно разделена на книги. так же неслучайно разделено на книги написанное бродским.
со мной можно поспорить и сказать: поэтам вообще свойственно объединять стихи в циклы, циклы в книги
я плохой спорщик, но тут бы ответила, что циклы у бродского - именно книги в ветхозаветном и евангельском понимании. я не знаю пока, как это объяснить или обосновать, но уверена, что читать их нужно одинаковым способом

для меня поэтому вопрос "какое у тебя любимое стихотворение бродского" совершенно не имеет смысла. нет, конечно, этот вопрос не имеет смысла в случае с любым поэтом, просто здесь, как мне кажется, ситуация доведена до предела.

бродский, как и библия, запоминается цитатами или моментами, которые не имеют смысла вне системы, и это очень легко чувствуется. вместе с тем наибольшую радость получаешь от чтения крупных форм - в рамках одного стихотворения афористичность слишком концентрирована для того, чтобы быть гармонией. поэтому я так люблю все, что можно условно обозначить как речь о пролитом молоке и более.

хотя, возможно, все это просто домыслы глупого человека, который мало стихов на своем веку читал

***

пост скриптум:

есть прекрасная группа second hand band, которая работает с прекрасным (ну это уже на мой вкус) режиссером владимиром мирзоевым - режиссером, в первую очередь, театральным. они поют замечательно фрагменты "шествия" в спектакле "дракон". обязательно найдите и послушайте "тоску" и "шум шагов".

в пальто в печали и в говно, нравственное самоудовлетворение, самобытная жизнь под липами, уже, там зима, о безвозвратности воды

Previous post Next post
Up