В своей лекции Диана Кульчицкая, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, рассказывает о том, в чем разница между мультимедийностью и конвергенцией.
Новые медиа - средства коммуникации, которые существуют в цифровой среде и часто предполагают сетевой принцип взаимодействия. Охватывают социальные сети, онлайн-СМИ, мобильные приложения, интерактивные мультимедийные инсталляции и т.д.
Традиционные медиа - газеты, радио, журналы, телевидение - аналоговая среда.
Новые медиа - формирование и функционирование в единой цифровой среде. Как правило ориентир на контент, а не на платформу. Если СМИ нет в онлайн, то оно проигрывает.
Формула коммуникации Лассуэлла (однонаправленная коммуникация), которая раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
1. Кто говорит?
2. Что говорит?
3. По какому каналу говорит?
4. Кому говорит?
5. С каким эффектом говорит?
1. Кто говорит? Коммуникатор
Раньше. Профессиональный журналист. Трудно было попасть в медиасреду.
Теперь. Не только профессиональные коммуникаторы, но и блогеры. Достаточно иметь мобильный телефон с выходом в Интернет и ты коммуникатор.
2. Что говорит? Сообщение - контент
Раньше. Мономедийное содержание (текст, аудиосюжет), не было взаимодействия
Теперь. Гипертекстуальность и мультимедийность. Формируется сеть ссылок, читать текст «раскиданно», любую дополнительную информацию, текст можно снабдить дополнительный информации, можно получить перейдя по ссылке. Прообраз - кино и театр. Принцип мультимедйиности стал использоваться в журналистике.
3. По какому каналу говорит? Интернет как цифровая среда
Раньше. Разрозненные каналы (газета, журнал, радио, телевидение), которые доносили информацию.
Теперь. Единое цифровое пространство. Интернет открыл новые возможности, новая среда коммуникации. Нет необходимости покупать отдельно газеты, можем получит контент с помощью гаджетов.
4. Кому говорит? Аудитория
Раньше. Пассивная, нет возможности интерактивности (было - письма в редакцию).
Теперь. Активная, сама может создавать контент. Активность в онлайн через форумы, блоги, комментарии к статьям или новостям, участие в конкурсах и викторинах. Аудитория в онлайне более активнее, чем в оффлайне.
UGC - User-generated content или пользовательский контент.
5. С каким эффектом говорит?
Раньше. Постепенные, менее резкие эффекты.
Теперь. Более стремительные, изменение социальных практик. Вторжение в повседневную жизнь.
Трансформация процесса коммуникации - сетевой принцип
Ньюсмейкером может стать любой. Векторы развития журналистики:
● депрофессионализация журналистики
● скорость передачи информации
● конкуренция с немедийными изданиями, взаимодействие с агрегаторами (Яндекс, Гугл). Приходится бороться за внимание аудитории, за их время.
Тренд 1. Аудитория уходит в социальные сети от слушания радио, просмотра телевидения. Получают информацию из социальных сетей, необходимо наладить контакт с аудиторией.
Тренд 2. Мультиплатофрменность - для каждой площадки приходится адаптировать контент и понимать как ее представить.
● сайт СМИ
● аккаунты в социальных сетях
● информация в мессенджерах (Телеграм)
Основные процессы в современной журналистике
1. Цифровизация - процесс перехода на коммуникацию в цифровом формате.
2. Конвергенция - процесс, который влияет на содержание и индустрию СМИ в целом. Это процесс слияния различных медийных платформ на цифровой основе.
Привели к тому, что все в едином устройстве, позволяет воспроизводить цифровой контент.
Мультимедийность - характеристика продукта, созданного на основе разных знаковых систем (текста, графики, фото, видео, аудио). Феномен уходит в культуры. Появляются новые форматы в журналистике - мультимедийные истории и мультимедийные лонгриды.
СМИ используют социальные сети как инструмент верификации и взаимоотношения с читателями.
Новые медиа изменили СМИ и коммуникацию, которые произошли на уровне контента и техники. Журналист должен взаимодействовать со всеми - блогерами, людьми в сети и т.д.