Добрый вечер, дорогие друзья! Наконец-то получилось добраться до инета, который у нас в гостинице работает с перебоями. Вроде и гостиница серьезная, но с интернетом как-то вообще никак. Вчера связи не было, постоянно встречаю в фойе одного американца, который ходит со своим маком и пытается поймать сеть. Зрелище, то еще. Представляю, что он думает…
Напомню, что нахожусь я в г.Усть-Каменогорске (Казахстан) на республиканском форуме “Технологические инновации библиотек для информационного общества” (
программа). Приятно удивило меня какое внимание оказывается местным библиотекам. На открытии форума присутствовали Первый заместитель акима Восточно-Казахстанской области
Е.Б. Кошербаев, а также начальник управления культуры области
Ж.М. Омар. Все чиновники очень молодые и хорошо разбираются в проблемах библиотечного дела.
Выступает Первый заместитель акима Восточно-Казахстанской области Е.Б. Кошербаев
На форуме были представители национальных библиотек Астаны и Алматы; технические, публичные и детские библиотеки; библиотеки вузов, а также специальные библиотеки, обслуживающие людей со слабым зрением. В общем количестве форум собрал более ста руководителей и ведущих специалистов библиотек из разных уголков Казахстана, а также Новосибирской области и Алтайского края РФ.
Библиотекари Казахстана
В своей секции коллегам я рассказывал о возможной стратегии продвижения библиотек в социальных медиа. Считаю, что продвижение библиотекам в социальных медиа выгодно, в особенности, если речь идет о продвижении библиотечных продуктов и услуг.
Но надо четко понимать, что прежде чем приступать к продвижению своих библиотек в социальных медиа, необходимо составить грамотный стратегический план, в котором будут прописаны цели, задачи, площадки. Если недостаточно серьезно отнестись к разработке стратегии, то в результате можно получить неприятные последствия, потерю пользователей, а также репутацию в социальных медиа.
За время своей работы с социальными медиа я так и не нашел какого-то единого и вменяемого образца мифического документа, принятого называть “стратегией продвижения библиотек в социальных медиа”. В основе доклада - личный опыт, ощущение потребности библиотек при работе с социальными медиа.
Здесь я не называю каких-то совершенных формул для успешной работы, но постараюсь дать направления над которыми (прежде, чем что-то начать делать) нужно хорошенько подумать.
Анализ целевой аудитории
Первым шагом при разработке стратегии является оценка численности целевой аудитории. Такие социальные сети как «Фейсбук» или «В Контакте» позволяют с большой точностью определить численность целевой аудитории: по географии, полу, возрасту, интересам.
Посудите сами: Екатеринбургская областная детско-юношеская библиотека, г.Екатеринбург, целевая аудитория в возрасте от 10 до 30 лет. Заходим в социальную сеть “В Контакте”, вносим данные в “поиск людей”, получаем численность целевой аудитории на уровне нескольких десяток тысяч человек.
Разработка цели продвижения в социальных сетях
Как мне кажется, наиболее важный этап при составлении стратегии - это грамотная постановка цели. Цель должна быть:
1. Конкретной. Должно быть четкое понимание того, чего необходимо достигнуть. Например, как может звучать цель применительно к социальной сети «Фейсбук» - набрать подписчиков к сообществу, мотивировать пользователей перейти на библиотечный сайт.
2. Измеримой. Нужно понимать, в чем будет измеряться результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, количественный показатель: “собрать в группу 50 подписчиков” или, например, “получить 10 ретвитов в Твиттере”.
3. Достижимой. Нужно понимать за счет чего планируется достигнуть цели и хватит ли ресурсов (времени, денег, опыта) для их достижения.
4. Актуальной. Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что продвижение в социальных медиа действительно необходимо, а не вы
вызвано модой попробовать что-то новенькое.
5. Ограниченной по времени. Определение временного промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача).
Вот как в итоге может звучать цель для продвижения аккаунта Восточно-Казахстанской областной библиотеки им.А.С.Пушкина @pushkinlibrary в Твиттере:
“В декабре 2012 года: написать 10 тематических новостей, разместить 3 тематических видео, увеличить количество подписчиков на 50 человек, создать 10 дискуссий в Твиттер, заходить в аккаунт два раза в день, читать ленту сообщений - в случае обнаружения тематической информации, присоединиться к обсуждению”
Работая с социальными медиа надо помнить о том, что во-первых, необходимо создавать трафик с социальных медиа на официальный сайт
библиотеки. Этот метод, как правило, реализуется посредством контекстной рекламы, баннеров, размещения гостевых постов и заметок у пользователей и владельцев тематических сообществ. В этом случае можно сравнивать эффективность в абсолютных числах - общее количество переходов на сайт.
Во вторых, что необходимо сделать обязательно, так это осуществить интеграцию сайта с поисковыми системами. При этом методе библиотеке необходимо постараться создать свое присутствие во всех популярных социальных медиа. Вам необходимо будет создать интересный тематический контент, постараться привлечь в свое сообщество пользователей, постараться разговорить их и повысить лояльность к библиотеке. В этом случае, также можно будет сравнивать эффективность в простых числах в случае, если будете замерять уровень трафика на сайт из социальных медиа.
Однако по сравнению с предыдущей целью - данная цель обеспечивает стратегическое внедрение библиотеки в социальные медиа, работает над укреплением позиций библиотеки в Интернет, повышении качество трафика на сайт, формировании стабильного роста посещений за счет роста лояльной пользовательской аудитории.
Определить площадки для продвижения
Социальных медиа очень много. библиотекам необходимо выделить основные площадки, на которых будут выстраивать работу рекламной кампании. Мне кажется, что необходимо выбрать одну-две социальные сети (могут быть Вконтакте и Фейсбук, микроблог Твиттер, блог-площадки Livejournal или Blogger, видеохостинг Youtube)
Составить медиа-план продвижения
После того как вами определена целевая аудитория, разработана цель и определены задачи, а также выбраны площадки, библиотека должна понять, во что ей встанет (какие жертвы для этого необходимы) продвижение в социальных медиа. Библиотека может использовать собственный персонал для продвижения в социальных медиа - отдел PR, маркетинга или, например, грамотного методиста. В этом случае есть одно большое но - учитывая, что дисциплина продвижения в социальных сетях появилась совсем недавно, у штатных специалистов может отсутствовать нужный опыт, соответственное результат их труда будет либо нулевой, либо отрицательный. Необходимо постараться отправить ответственного за работу с социальными медиа специалиста библиотеки на обучение.
На слайдах 15, 17 и 20 презентации вы можете видеть примерный план планирования работы библиотеки с социальными медиа на ближайшее время.
Площадки
Контент
Планирование. Примерный план на неделю
Мне очень приятно, что аудитория очень высоко оценила актуальность тематики и всю мою работу в секции “Библиотеки в социальном медиа”. На сайте Восточно-Казахстанской областной библиотеки им.А.С.Пушкина по итогам форума был организован опрос “Какая из секций для вас наиболее важна”. Результат, как говорится, сам за себя.
В конце хочется добавить, что данная работа затрачивает огромные человеческие ресурсы и только ежедневная систематическая работа в социальных медиа позволит добиться хороших результатов.
Эффективно работающий медиакомплекс
UPD. Хочется выразить слова благодарности библиотечным блогерам Любови Брюховой и Марине Ивашиной неоценимую за помощь в подготовке презентации. В выступлении мною были показаны презентации перепись библиотечных блогов, а также Интернет-экспансия и инфограмма. Спасибо Вам огромное.
UPD 1. От всех библиотечных блогеров передал огромный привет будущим библиотечным блогерам Казахстана.