Ош - город на наркопути. Наркомафия не заинтересована в стабильности государства

May 17, 2010 12:01

Наркомафия не заинтересована в стабильности государства. Где бы ни проходил наркотический маршрут, сценарий один и тот же. Для производителей наркотиков есть только два пути: либо сотрудничать с режимом, либо воевать с ним.
Именно в силу нелегальности наркобизнеса и чрезвычайно высоких прибылей, которые не облагаются налогами, именно связанные с трафиком наркоиков, прежде всего героина, преступные синдикаты являются основным спонсором "революционных потрясений".
Наркобароны являются основными врагами сильного государства и спонсорами террористических групп, в том числе и в России.

«Ош - город на Великом шелковом пути» - это то, что можно прочитать в туристических справочниках о «южной столице» Киргизии.

О чем из них узнать нельзя, так это о том, что Ош давно стал не менее известным перевалочным пунктом на героиновом пути. И несмотря на большое количество структур в госаппарате Киргизии, призванных бороться с наркотиками (Государственный комитет национальной безопасности, агентство по контролю наркотиков, МВД, таможня, погранслужба), ситуация на протяжении лет не меняется.

Наркотики в Ош попадают, в основном, двумя путями: либо по горной трассе Ош-Хорог, либо из соседней Баткенской области, граничащей с Таджикистаном. И если первый путь, пролегая по высокогорной трассе, зимой становится труднодоступным, то второй - открыт в любое время года, в том числе из-за низкой защищенности киргизско-таджикской границы.. По данным Агентства КР по контролю наркотиков за прошедший год изъято из незаконного оборота почти 14 тонн наркотических средств всех видов. В том числе почти 300 килограммов героина.

ГРАНИЦА ДАВНО НЕ НА ЗАМКЕ

Общая протяженность южных границ Киргизии составляет более 2600 километров. По большей части это граница с Узбекистаном, а также с Таджикистаном. На всей протяженности киргизско-таджикской границы существует около 70 спорных участков. В свое время глава погранслужбы КР Замир Молдошев заявлял, что служба имеет лишь 26,5% требуемого ведомству вооружения и воинской экипировки. Вопрос оснащения не решается из-за нехватки средств.

Поэтому обустройство государственной границы - вопрос больной для Киргизии. Если сегодня проехать по южным границам страны, то можно увидеть интересную картину. В ведении одной пограничной заставы Киргизстана находится до 60-70 километров границы, в то время как в соседнем Узбекистане заставы стоят через каждые 15-20 километров. При этом границы со стороны Узбекистана оборудованы всеми необходимыми инженерно-техническими сооружениями, как то смотровые вышки, колючая проволока, кое-где даже контрольные полосы. На киргизской территории ничего подобного не наблюдается. Нередко патрули пограничников вынуждены проходить пешком по 30-40 километров за смену, не обладая при этом оперативной связью с заставой. Некоторые сооружения, построенные для пограничников в Баткенской области, уже сейчас нуждаются в ремонте, хотя со времени их сдачи прошло не так много времени.

Одним из из возможных решений всей пограничной проблемы, в том числе и наркотрафика, видится возвращение российских пограничников в Киргизию. О такой возможности два года назад заявлял бывший на тот момент спикером киргизского парламента Марат Султанов. Однако в ответ на эту инициативу генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отметил, что подобное предложение не рассматривается, а в самой Погранслужбе России подчеркнули, что возвращение контингента российских пограничников в Киргизию в настоящее время не только нереально, но в этом нет ни необходимости с военной точки зрения, ни политической целесообразности.

ГЕРОИН СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ

Героин, который перевозится в Россию через Киргизию, либо местный, киргизский, либо произведенный в Афганистане и следующий оттуда. Раньше мы имели дело с пропорцией 1 к 10, то есть из 10 килограммов опия изготавливали 1 кг героина. Однако недавно пропорция стала 1 к 7. Специалисты так и не пришли к единому выводу о причинах ее изменения:: то ли повысилось качество опиума (в нем больше стало алкалоидов), то ли появились совершенно новые прекурсоры, которых мы не знаем и которые позволяют улучшить качество героина, - такие данные привел начальник Центра реформирования МВД Киргизии, международный эксперт по наркополитике, кандидат исторических наук, полковник милиции Александр Зеличенко.

Героиновый маршрут, пролегая из Афганистана через Таджикистан в Киргизию, а из нее далее в Казахстан, Россию и Европу, в последнее время сделал несколько разветвлений. Прозрачность границ Киргизии с Китаем на Памире позволила наркокурьерам модернизировать маршрут. Сейчас, пользуясь относительной доступностью, они обходят посты, окольным путем заходят в Китай, а затем возвращаются из Китая. Поскольку наркотики редко приходят в Киргизию из Китая, то службы по контролю за наркотиками проверяют грузы на этой границе не так тщательно, как следовало бы.

По мнению экспертов, в Киргизии оседает до 10% всего объема наркотиков. В начале 1990-х годов, когда Ош только становился перевалочным пунктом наркотрафика, героин в этом городе почти ничего не стоил. Сегодня здесь доза героина можно купить за 50-70 сомов (1,2-1,5 доллара). Цены на наркотик падают, а его качество становится лучше.

Как отмечает Александр Зеличенко, существуют международные синдикаты, которые берут на себя все вопросы: - от финансирования наркоплантаций в Афганистане до реализации наркотиков на улицах России и Европы. Это огромный риск, вместе с тем и огромные прибыли. Ведь если в приграничных афганских районах килограмм героина можно приобрести максимум за тысячу долларов, то в Гамбурге, продав то же количество дозировано, можно заработать 120 тыс. долл. Прибыль, таким образом, составляет 120%. Отметим особо, что Киргизия - страна-транзитёр, здесь мало как потребителей, так и производителей наркотиков.

ГЕРОИНОВЫЙ СЛЕД В «ТЮЛЬПАНОВОМ ПЕРЕВОРОТЕ»

Наркомафия не заинтересована в стабильности государства. Где бы ни проходил наркотический маршрут, сценарий один и тот же. Для производителей наркотиков есть только два пути: либо сотрудничать с режимом, либо воевать с ним. Источники в спецслужбах Киргизии отметили, что боевые действия, развернувшиеся в 1999-2000 годах в Баткене, на южных рубежах страны были в том числе и своего рода прикрытием для переброски наркотиков. Тогда ставилась цель - пробить новые трассы, заложить схроны с наркотиками, оставить их на будущее, чтобы потом можно было спокойно вывезти. Доказательством этому предположению служит то, что после окончания боев в местах, где они велись, неоднократно обнаруживались тайники с паспортами, оружием и наркотиками.

В марте 2005 г. наркомафия, частично спонсировав переворот, попыталась договориться с новыми властями.
19 марта ночью силы правопорядка штурмом освободили здания государственных администраций в Оше и Джалал-Абаде, захваченные оппозиционерами, требовавшими отставки президента Акаева. Но уже 21 марта здания были отбиты у спецназа. В Оше немалую роль в этом сыграли так называемые бойцы местного криминального авторитета Баямана Эркинбаева, который не только предоставил бойцовые группы, но и спонсировал предыдущие выступления оппозиции. В Оше Баяман заявлял о готовности бороться за президентское кресло, но в последний момент снялся с выборов в пользу нынешнего президента - Курманбека Бакиева, надеясь на какие-либо преференции. Но 21 сентября Баяман Эркинбаев был застрелен у подъезда своего дома в Бишкеке.

Еще один спонсор мартовского переворота, криминальный авторитет из Иссык-Кульской области, Рыспбек Акматбаев был избран депутатом парламента, но до принесения им присяги был расстрелян в Бишкеке.



На заседании парламента тогда еще глава Службы национальной безопасности Киргизии Таштемир Айтбаев заявил, что именно борьба за контроль над наркопотоком и стала главной причиной убийства депутатов.

По словам бывшего полномочного представителя президента КР по югу страны Жанторо Сатыбалдиева, «на юге Киргизии работает агентство по контролю за наркотиками, во всех силовых структурах есть отделы по борьбе с наркооборотом, но могу констатировать, что желаемых результатов мы не добились. Причина тому - огромная прибыль, которую дает наркоторговля. И поэтому число наркокурьеров не уменьшается, а проблема оборотней в погонах является общей не только для Киргизии, но и для всех стран СНГ. У каждого прибыльного дела быстро вырастает «крыша». И наркоторговля, порой, тоже имеет свою «крышу» в правоохранительных органах. Были случаи, когда наркоборцы задерживали своих коллег, когда нечистоплотные на руку сотрудники правоохранительных органов чуть ли не с мигалками сопровождали груз от границы до границы, когда совершались теракты в качестве отвлекающего маневра, чтобы под шумок протащить очередной груз».

Один из ярких примеров - операция в ноябре прошлого года, когда сотрудниками АКН КР при попытке сбыта 8 кг героина задержан подполковник внутренних войск МВД КР, у которого в ходе обыска рабочего кабинета в Штабе внутренних войск МВД было изъято порядка 1кг героина. Или когда в канун 2008 года сотрудниками милиции был обнаружен тайник в траншее на территории войсковой части Погранслужбы КР, в котором находилось 78,4 кг героина и 31,1 кг гашиша.

Е. Евгеньев
Источник: Антинаркотический фронт

международные наркобароны, Ош

Previous post Next post
Up