...В настоящее время, недалеко от селения Цымыти идёт восстановление Тыхосты дзуара (Тыхост - значит «сильный», «силач»). Восстановление идет, как и подобает осетинскому дзуару - без всякой христианской пропаганды, с охранением чисто арийской идеологии.
Суть этого зиуа была в том что бы собрать камни в Кобани и отвезти их в Цымыти, т.к. на территории Куртатинского общества нужная порода камней отсутствует. Необходимо отметить, что камни, используемые на дзуарах нельзя повреждать потому что начинает искажаться энергия места.
Ранее уже было восстановлено три святилища: Реком, Раг Уастырджи, Малый Реком. Касательно Тыхосты дзуара в Цымыти я не нашёл никакой легенды, но знаю про Тыхост с селения ход и Унальской котловины. Тыхост выступает как покровитель и защитник селения и его жителей, помогает во время нападения врагов. В селении Ход выскакивал из камня в виде Барана (Фыры хуз) и сметал врагов. В другом месте он появлялся в виде лисы или всадника и перевоплощался в юношу В селении Ход так же использовался для изменения погоды. Легенда гласит о том, что однажды одному пастушку было скучно и он решил посмотреть как выглядит Тыхост, и крикнул он:
- Фæдис! (Тревога)
- Кæцырдæм фадис? (В какой стороне тревога) - спросил Фыр выскочив, но никого не увидев.
Но мальчик ответил, что пошутил над ним.
Второй раз он крикнул:
- Фæдис!
- Кæцырдæм фадис?- опять выскочил Тыхост.
В ответ пастушок лишь рассмеялся. Понравилось ему смотреть, как выскакивает Тыхост из камня и третий раз прокричал:
- Фæдис!
- Кæцырдæм фадис? - в третий раз выскочил Тыхост.
Но увидев, что и в третий раз его обманули он сказал: "С этого дня, вы меня не увидите. Только незримо я буду присутствовать среди вас, во время опасности нашествий". С тех пор он ни разу не появился по зову в виде Фырыхуз.
Святилище Тыхосты дзуар, как и любой дзуар, являлось хранителем народных ценностей (доспехи войнов, стрелы, шлемы, мечи и.т.д.). Но к сожалению этот дзуар, как и многие другие, был разграблен. Известно, что святилище восстанавливалось в начале XXвека. Дзуар ещё до 80-х был целым, но его разрушили двое подростков в поисках наживы.
На дзуаре проводился обряд братания, когда два война ломали свои стрелы и оставляли на святилище тем самым становились братьями по крови. Благодаря братанию семьи воинов были уверены, что даже если их сын падёт во время битвы, то тело его вернёт домой побратим.
Ещё один очень интересный обряд происходил на дзуаре - «Цæуæггаг». По исполнению трёх лет мальчика одевали как взрослого мужчину и делали ему деревянные стрелы, на которые навешивали клочки ваты и лоскутки одежды, сшитой для мальчика именно к этому дню. Вместе с молитвой эти стрелы оставляли на святом месте и соединяли с энергией дзуара. Там же, на святом месте, находился небольшой «Ныхасы бынат». Мальчика сажали на месте «Хистара» (старшего) и начинали решать какие-либо важные вопросы, в конце советуясь с мальчиком как с самым старшим и уважаемым человеком. Если мальчик, молча или кивал, то говорили, что «Хистар» согласен. В конце ему давали чашу Уацамонга вместе с осетинским пивом, которую он должен был пригубить. С тех пор мальчик имел право находиться с отцом и рос с остальными мужчинами.
На зиу я убил два зайца. Думаю первый ясен, а второй это опробовал недавно мне подаренный "Зенит-В"
P.S. а панораму я одолжил у своего друга Борика Тменова )