Друзья, всех с прошедшими праздниками!
В этот раз итоги будут только литературные и музыкальные. Кино из моей жизни исчезло, похоже, всерьёз и надолго.
10. Милан КУНДЕРА "Невыносимая лёгкость бытия" (1984)
Не могу сказать, что примкнул к культу этого романа, но, конечно, почувствовал его важность для понимания современного искусства, жизни, образа мысли. Тяга к интимному, личному перерастает в паранойю на фоне сокращающегося в наше время личного пространства, но, в то же время, всё громче звучащих ДЕКЛАРАЦИЙ личного пространства. Китч как новое зло.
9. Терри ПРАТЧЕТТ "Мор - ученик Смерти" (1987)
Кажется, первое "каноническое" фэнтези после Толкина (поттериану не отношу к этому направлению), от которого я смог получить удовольствие, хотя и несравнимое с удовольствием от книг Профессора. Добротный юмор, безусловно, этому очень поспособствовал. А вот "Цвет волшебства" показался затянутым и почти не повеселил. Раздумываю, продолжать ли пробовать Пратчетта.
8. Чарльз ДИККЕНС "Рождественская песнь в прозе" (1843)
Чудесная вещица, этакая наивная сказочная мистика. Кому там не хватает "новогоднего настроения"? Зимними вечерами - стакан глинтвейна в руку, читать и перечитывать!
7. Эмили БРОНТЕ "Грозовой перевал" (1847)
Теперь вот в список мест, которые надо обязательно посетить, добавились пустоши северного Йоркшира :) Типичное романтическое "одушевление" природы у Эмили выписано очень круто. Да и вообще... Классика, однако!
6. Борис ВИАН "Пена дней" (1947)
Высочайший градус абсурда при внутреннем напряжении и драматизме. На одной ступени с Хармсом.
5. Дэниел КИЗ "Цветы для Элджернона" (1966)
Ещё одна культовая книга в списке. Можно её любить, можно не любить, но - must read и точка.
4. Лоуренс НОРФОЛК "Пир Джона Сатурналла" (2012)
Очень вкусная во всех отношениях проза. Впечатляет уже сам подход к исследованию периода истории - через кулинарию и соответствующие образы, дополненные мифологическим сознанием английского обывателя 17-го века. Необычно, красочно, интересно.
3. Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ - "Полдень. XXII век" (1960), "Стажёры" (1961), "Далёкая Радуга" (1964), "Гадкие лебеди" (1967), "Жук в муравейнике" (1979), "Волны гасят ветер" (1984)
Поступаю нечестно: объединяю почти всех прочитанных за год Стругацких. Потому что выбрать действительно не представляется возможным. Цельный мир (и не только Полудня), в котором я поселился, похоже, надолго.
2. Шарлотта БРОНТЕ "Джейн Эйр" (1847)
По-моему, это вершина литературного романтизма. Одна из основ, на которых держится современная литература. Без Бронте не было бы... много кого. Да и попросту великолепно написанная, захватывающая история.
1. Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ "Град обреченный" (1972)
А тут и краткого комментария не будет. Любые комментарии займут тома. Одно скажу: любите вы фантастику или не любите - читайте. ЭТО - гораздо выше любых жанровых рамок. А мой любимый литературный персонаж теперь, пожалуй, Изя Кацман.
Н.К. Рерих - "Град обреченный"