Армянское кино - где же оно?

May 19, 2010 00:06

 Около месяца назад по армянскому телеканалу «Арарат» транслировали телепередачу. Точнее было бы назвать это - ток шоу. В ее рамках собрались различные деятели нашего кинематографа и пробовали найти причину такой непопулярности современного армянского кино. Было поднято множество различных вопросов. И один из них был - почему же армянское телевидение не показывает кинофильмов отечественного производства, а предпочитает транслировать картины иностранного производства или же низкопробные сериалы «местного разлива». И действительно этот вопрос очень важен на сегодняшний день, как для развития кинематографа, так и для армянских телеканалов.
 Стоит действительно серьезно задуматься - почему же наши каналы не хотят, а может и не могут демонстрировать новое армянское кино. Самое лучшее что они пока что делают - транслируют наши старые фильмы, которые уже давно стали классикой армянского кинематографа. А ведь новое армянское кино действительно есть - не смотря на многочисленные «крики» тех кто пытается оправдать свою неосведомленность таким образом. И тем не менее все эти новые кинопродукты остаются за «кадром» сегодняшнего телевидения. Сегодня в Армении выходят в свет как минимум пять-шесть кинофильмов в год, если не считать картины, произведенные совместно с другими странами. И около трех из них - финансируются государством. Логично было бы думать, что хотя бы «государственные» фильмы будут показаны на общественном телеканале «Հ1». Но тем не менее и этого тоже странным образом не происходит.
 Так в чем же на самом деле причина такого «игнора»? Все дело в формате и жанре современных армянских фильмов. Армянский кинорынок заполнен авторским кино. Что такое - авторское кино? Если не вдаваться в терминологию - ответ можно найти в титрах любого такого фильма. Одна и та же фамилия объединяет должности режиссера, сценариста, продюсера, и очень часто исполняющего главную ( а порой и единственную) роль актера. Остается только пополнить этот список еще одним словом - зритель! А ведь действительно, чаще всего никто кроме самого режиссера и близких ему людей не смотрят его фильм. У сегодняшнего армянского кино так мало зрителей, что их тоже в скором времени придется вписывать в титры! Таким образом, получается, что понятия кинематограф и кинокартина в Армении полностью размыто! Ведь не даром кино называют СИНТЕТИЧЕСКИМ искусством.  Что означает объединение разных видов искусств в одном, а также работу разных специалистов, из разных областей, с разными взглядами на мир над одним проектом! Так о какой же синтетичности может идти речь, если все делает один и тот же человек? И не удивительно, что у такого кино нет зрителя. Ведь оно получается слишком личным, субъективным и однозначным. И интересно оно лишь тем, кто имеет одинаковый с автором взгляд на жизнь.
Национальный кинематограф не может ограничиваться лишь авторским кино. Оно удовлетворяет потребности лишь очень маленькой части населения. Я очень сомневаюсь, что где-то в одной из деревень, например, Тавушского района, человек после того как пропашет поле сядет вечером перед телевизором и с удовольствием посмотрит чей-либо авторский фильм, каким бы гениальным тот не был. Ему нужна какая-либо добрая и человечная, веселая или романтическая история о дружбе или о любви. О том, что ему близко, с чем он встречается каждый день и чему он будет сопереживать! В итоге, за неимением ничего лучшего, этот человек смотрит сериалы, которые ему навязывают, говоря - «Ты этого сам хочешь! Ты сформировал спрос на это», - хотя вроде этого человека никто ни о чем и не спрашивал.
 Авторскими в основном бывают и те картины, которые финансирует государство, в лице Союза Кинематографистов. Естественно, что эти картины так и не выходят на экраны телевизоров. Все эти картины изначально не рассчитаны на массового зрителя. Это так называемые «фестивальные кинокартины», которые рассчитаны на искушенного кинолюбителя и жюри кинофестивалей. Таким образом получается, что некоторые индивиды в сфере кино живут довольно активной творческой жизнью, снимают кино, вывозят его в другие страны, где и проходят премьеры их работ, участвуют в различных кинофестивалях, и даже получают множество наград - но все это проходит мимо армянского зрителя, который даже не подозревает о существовании этих фильмов.
Причиной такого положения вещей - не совсем правильное «вмешательство» государства. Ведь те фильмы, которые оно финансируют - и называют национальным кинематографом. И в любом случае под эту статью никак не могут подойти авторские фильмы - это прерогатива частных лиц и продюсеров. Фильмы же финансируемые государством, должны стать кинопортретом государства. Как и для армянского населения, так и для заграничного зрителя. Печь идет о простом, а не избалованном киноизысками зрителе. О том зрителе, который после вечернего выпуска новостей хочет отдохнуть перед телевизором и посмотреть доброе, интересное и качественное кино. Сегодня это в основном зарубежные художественные фильмы.
Помимо этого каждая уважающая себя страна каждый год снимает военные фильмы и фильмы, поднимающие национальное самосознание у своего зрителя, приурочивая его к каким-то значимым датам. Да - кино дело не дешевое - но все же это замечательный инструмент воздействия на сознание зрителя. Пусть у нас небольшой бюджет - мы не имеем возможности ежегодно выпускать такие фильмы, но раз в несколько лет профинансировать хотя бы один такой фильм, вместо очередного авторского, не только можно, а просто необходимо. И этот фильм должен быть соответственно «раскручен» как минимум в государственных и общественных СМИ. Даже если этот фильм не будет грандиозным и идеей и даже качеством - все равно я уверена - армянский зритель будет его смотреть. И не только в телевизионной трансляции. Он и билеты в кинотеатр купит.
На сегодняшний день единственным фильмом, имевшим такой «опыт работы», был «Убитый голубь» режиссера Грача Кешишяна. И хотя выбрано было не лучшее произведение армянской литературы, было не лучшее исполнение работы над фильмом и в целом он тянет на многосерийную теленовеллу, а не полнометражный художественный фильм (именно таким образом, к слову, его и увидел зритель телеканала «Հ1» ) - тем не менее это хорошее начало. Если такие фильмы будут появляться хоть раз в несколько лет - то «воз сдвинется с мертвого места». А качество и содержание со временем усовершенствуются.
А пока что армянское кино и большая часть культурной жизни Армении, нашему телевидению просто не интересна. Продюсер утренней передачи телеканала «Шант» Анна Мовсисян рассказала: «Я сама по профессии режиссер. И вся кинодеятельность Армении мне лично, как ее частичке очень интересна. Поэтому, когда мы начали работу в эфире «Шанта» я старалась приглашать как можно больше деятелей культуры, и кино в частности. А через месяц поступил приказ «сверху» максимально сократить таких гостей, так как рейтинг в дни разговоров о культуре и кино почти что нулевые». И это вполне оправданно - ведь зрителю не интересно слушать о той сфере из которой они полностью выключены. А цифры - вещь жестокая, с ними не поспоришь. Телевидение сегодня выгодный бизнес и рейтинги - их единственная вера и библия. Так что, пока деятели армянского кинематографа не задумаются о своем зрителе, ситуация будет оставаться неизменной.

просто так, отнечегоделать, разговоры о кино, made in armenia

Previous post Next post
Up