Сходила на суперблокбастер Ридли Скотта «Исход Цари и Боги».

Sep 24, 2016 09:47


Сходила на суперблокбастер Ридли Скотта «Исход. Цари и Боги». 24.01.2015.
Отзыв.


Исход Цари и Боги Как меня два с половиной часа водил за нос Моисей.

.
Моисей в этом, конечно, не виноват! Просто экранизация библейской книги Исход, одинаково почитаемой христианами и иудеями, оказалась не по плечу знаменитому австралийцу.
.
В «Исходе» драматизм фильма вытягивает игра актеров. Кристиан Бейл (Моисей), Джоэл Эдгертон (Рамзес2) играют великолепно и вытягивают фрагменты со своим участием. Джон Туртурро (Сети), Сигурни Уивер (Туйя) и Бен Кингсли (Нав или Нун) так мало появляются на экране, что едва успеваешь их узнать под слоем грима. Запомнился Юэн Бремнер, который, изображая древнеегипетского ученого, весьма смешно пародировал сегодняшние научные объяснения 10 казней египетских, после чего с удовольствием был повешен Ридли Скоттом, простите, Рамзесом.
.


Все 10 казней показаны шикарно, с голливудским размахом. Красный от крови Нил, нашествие речных тварей, мор, саранча, тьма и т. д. - показаны зрелищно и ярко. Тем не менее современному образованному зрителю казни египетские покажутся скорее природными бедствиями, чем проклятием какого-либо божества. Красная вода - от размножившихся красноватых водорослей, погубивших рыбу. Загнившая река выгнала живность на сушу, которая, в том числе и лягушки, будучи отравлена, поумирала, добавив в  воздух сонмы мух. Гибель первенцев можно объяснить отравлением - первенцам давали повышенные порции, и если зерно было поражено каким-либо грибком, то сами понимаете...
.
Мог случится трагический эффект домино, когда одни бедствия приводили к другим. Саранча и до сих пор бороздит просторы Ближнего Востока, истребляя посевы, мором и язвой никого не удивишь (они могли случиться от тех же разлагающихся миллионов лягушек и насекомых, разносивших заразу), тьма могла случиться от пыльной бури или извержения вулкана. Кстати, многие ученые считают, что тьму породил взрыв легендарного вулкана Санторин - уничтожившего Средиземноморскую Антлантиду - Минойскую цивилизацию.
.
А еще есть мнение, что евреи перед исходом из Египта продали свои дома, так что исход евреев был также был исходом из Египта и золота. :) Потеря такого количества золота могла стоить стране банкротства, а фараону - трона. Ему ничего не оставалось, как погнаться за золотовалютными резервами, уносимыми по дну моря предприимчивыми израильтянами. :)
.
Однако мои рациональные размышления на тему египетских казней просто образец доброты по сравнению с ядовитыми хихиканьем моего приятеля, периодически раздававшимся рядом.
.
Зная, что он обожает с лупой выискивать исторические ляпы, я не сомневалась в причинах его веселья. И не ошиблась. После фильма я выслушала  длинную лекцию о том, что в 13 веке до нашей эры ездили только на колесницах по причине тщедушности лошадей. Лошадь, которая могла вынести вес седока, скифы вывели лет через 500 позже. По этой прозаической причине никакой верховой езды в те времена не было, не говоря о стрельбе из лука с лошадей. И о том, что стремена, на которые в фильме бодро вскакивают герои, появились спустя более 1,5 тысяч лет. (Кстати, в большинстве американских «пеплумов»  стремена аутентично отсутствуют - видно, Скотт сэкономил на историческом консультанте). Плюс оружие и доспехи воинов (в том числе и Моисея) столь смахивает на римские, что наводит на крамольную мысль - не вытащены ли они из кладовки «Гладиатора»?
Забавно и то, что евреи в египетском рабстве строят пирамиды. Но ведь они были как тысячу лет построены, разве нет?
.


.


.
Не буду утомлять вас дотошным разбором исторических ляпов. Просто представьте, как вооруженные аркебузами крестоносцы идут в крестовый поход верхом на танках и броневиках. А Иерусалим, который они идут освобождать, представляет собой языческий город, в котором стоят статуи  античным богам (евреев по причине строптивости римляне в начале Новой Эры из Иерусалима выселили, а город перестроили по античному стандарту).  Именно таков «исторический» фильм в исполнении великого австралийца.
.
Любопытно, что в Штатах на фильм Скотта обрушились афроамериканские «египтологи», обвинившие его в расизме - дескать, древние египтяне были неграми. Тут как раз Скотт маху не дал - египтяне были похожи на нас. Многочисленные раскрашенные статуи показывают нам древних египтян совершенными европеоидами, часто встречаются голубые или зеленые глаза и светлые волосы. Кстати, у единственного фараона, подвергнутого генетической экспертизе - Тутанхамона - оказалась европейская Y-хромосома - R1b, которая у современных египетских арабов почти не встречается. По понятным причинам, дальнейшие генетические исследования древних египтян были сразу свернуты. :) Скромняшки!
Зато от старика Ридли досталось хеттам (европейскому народу), изображенному какими-то раскосыми монголами.
.
Впрочем, все эти исторические ляпы меркнут на фоне расхождений с текстом самой книги «Исход». Моисею по книге было за 80 лет, когда он вернулся в Египет освобождать соплеменников. Был он косноязычен, и его речи соплеменникам и фараону «переводил» родной брат Аарон. И вообще, просил он фараона (в книге не говорится, что это был Рамзес 2) отпустить евреев помолиться в пустыню своему богу. Это была военная хитрость, и, когда евреи не вернулись, фараон бросился в погоню. И так далее и тому подобное.
.
И что совсем странно, так это то как изобразил Скотт библейского бога. В книге он настоящий, всеведающий бог, который рулит как природой, так и египтянами, в том числе и фараоном. У Скотта это злобный жестокий мальчишка, не подозревающий о результатах своих действий. «Ну как там они?» - допытывает он после очередной казни египетской Моисея, и, услышав ответ, решает добавить хардкора. Египетские боги показаны бессильными статистами. То ли Скотт показывает атеистическую фигу всем религиям одновременно, то ли маленькому, едва начинающему свой жизненный путь Иегове - непонятно.
.
Ну, и совершенно невнятен  конец фильма. Еще парой секунд ранее молодой Моисей провел свой народ сквозь море, спас его от египетских колесниц. Путь в Землю Обетованную открыт. И вот он уже седой дряхлый старик, которого несут на носилках - в ту же Землю Обетованную. Но от моря до Ханаана столько же, сколько от Египта до моря! Чем же Моисей и его народ занимались десятки лет, пока он старел? Официальная точка зрения - 40 лет водил по пустыне, пока не вымерло поколение, помнившее рабство. Прекрасная идея, не так ли? Но в фильме этого нет.  Выходит, цель не достигнута, страдания и лишения были напрасными! Конец фильма в результате скомкан. Мог бы показать хотя бы современный процветающий Израиль в качестве иллюстрации правоты Моисея. А так...
.
Отступив так сильно от текста, Скотт снял не экранизацию святой книги, а певдоисторическое фэнтези. Но и тут у него случился провал.
.


Да, впечатляющие спецэффекты приковывают внимание и восхищают: 10 казней египетских, цунами, смывшего воинов фараона, отсутствующая в книге битвы при Кадеше. Эти впечатляющие сцены у Скотта, как всегда, на высоте. Дух захватывают. Но на потенциально богатую драму конфликта двух братьев места остается очень мало. А ведь игра характеров намного интереснее цунами, которых и так пруд пруди в фильмах. Да, актеры стараются изо всех сил уместить столкновение ярких характеров в то небольшое время, которое им отведено. Да, это им удается. Мы сочувствуем Моисею, но мы понимаем и Рамзеса. Мы видим и его с человеческой стороны, его любовь к ребенку, его трагедия, его желание отомстить вызывает неподдельное сочувствие к его утрате. Жаль, что так мало времени уделено людям той эпохи.
.
Пропущено легендарное спасение Моисея в плетеной корзинке, его воспитание и взросление.  Скомкан  момент получения скрижалей завета с 10 заповедями! А на скитание по пустыне и его воспитательное значение места не осталось совсем.
.
Лучше бы Ридли Скотт последовал примеру Питера Джексона и снял трилогию. Уж наверно библейские темы заслужили внимания не меньше, чем эпопея Толкиена.
.
«Троя», действие которой происходит в ту же эпоху, историчнее, ближе к первоисточнику, зрелищней и драматичнее!
.
Может быть именно противоречивость фильма и событий рождает столько вопросов и хочется, придя домой, почитать Библию и вернутся к  корням культуры, в которой мы все сейчас относительно благополучно пребываем.


.




.
.

Блокбастер Ридли Скотта «Исход. Цари и Б, Разное

Previous post Next post
Up