Трилогия Генрика Сенкевича - «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский»

Mar 20, 2018 10:08


Этой осенью в силу известных событий принялась за трилогию Генрика Сенкевича - «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский». 22.01.2015

Украина 400 лет спустя на те же грабли.



Трилогия Генрика Сенкевича

Недавно закончила читать первую часть. Потом посмотрела одноименный польский фильм Ежи Гофмана. Получила огромное удовольствие и от книги, и от фильма..

Единственный нюанс, который надо принимать в расчет, когда читаешь книгу - текст был отредактирован в Советский период, когда украинство активно насаждалось, и все слова русский, русские, русины и Русь в аутентичном тексте Сенкевича были заменены на украинец, украинский и Украина.

Хотя понятие Украина у Сенкевича тоже встречается, но оно носит географический смысл - окраинные земли Речи Посполитой, а не национальный..В фильме, слава Богу, польском и снятом после крушения советской идеологии, присутствуют исторические термины - и князья Курцевичи, и весельчак Заглоба, и даже враг Православия, перешедший в юности из Православия в Католичество, Русский воевода ( т. е. Губернатор Русского воеводства, столицей которого был, между прочим, Львов) князь Ярема Вишневецкий - русины или русские.

Благочестивые  русины, исповедающие русскую (то есть православную веру), часто верой и правдой служат своему сюзерену - польскому королю. Что, естественно, подчеркивает Сенкевич, по понятным причинам не любящий Хмельницкого и результаты его деятельности.



Восстание Хмельницкого, как известно из истории, было также восстанием социальных низов против классовых угнетателей, поэтому православным русским шляхтичам часто доставалось от казаков не меньше, чем полякам. Князю Четвертинскому восставшие крестьяне отпилили пилой голову, хотя он при этом  кричал, что он такой же русский и православный, как и они -  так писал о тех страшных днях в своей книге о Хмельницком великий русский историк Николай Костомаров..

Многие представители русской шляхты предпочитали воевать в одном строю с социально близкими польскими дворянами, а не рядом с единоверными казаками и крестьянами, которые не только не могли похвастаться хорошей родословной, но и хорошими манерами.

Неслучайно русский магнат, последний православный сенатор Речи Посполитой, Адам Кисель выставлен Сенкевичем в столь положительном свете. Ситуация, кстати, заметно изменилась со вступлением в войну Москвы.

Русская шляхта Речи Посполитой охотно присягнула Царю и доблестно воевала против католиков плечом к плечу рядом с единоверными великорусскими дворянами, составляя большинство дворянской конницы во многих подразделениях.

В этой связи любовный треугольник Скшетуский-Елена Курцевич-Богун приобретает иные краски. Богун, хоть был и незнатного происхождения, но богат и претендовал на единокровную и единоверную Елену по праву единоплеменника. Скшетусский - по праву знатности.

У Сенкевича Елена выбирает Скшетуского, хотя автор подчеркивает красоту Богуна ( в фильме Домогаров!). На самом деле исторический Скшетуский пытался принудить нелюбившую его Елену Курцевич к браку. За что, кстати, был арестован. В его биографии - она не последняя из богатых наследниц, на которых он пытался жениться насильно. До конца дней его преследовал целый ворох судебных исков по этой теме.

Про чувства героини к Богуну история умалчивает.  Тем не менее Богун не изображен Сенкевичем монстром, а у Ежи Гофмана в его замечательном фильме он по обаянию, красоте и сложности образа намного выигрывает у польского соперника.

На мой женский взгляд, это лучшая роль Домогарова.

И по мастерству, и по значимости этой фигуры..



Богун Домогаров

Исторический Богун - просто эпический общерусский герой.

В молодости он командует запорожским полком, который помог донским казакам взять Азов - один из главных центров турецкой работорговли. Богун - участник легендарного Азовского сидения, героической обороны Азова.

Участие в борьбе с главными врагами простого народа - крымчаками - снискало ему невероятную популярность. Затем Богун - один из главных участников  освободительной войны Западной Руси против поляков.

Донские казаки, кстати, не забыли боевого товарищества и всегда присылали отряды ему в помощь. Богун отстоял Винницу от превосходящих польских сил.

Именно он спас при Берестечке казачье войско от полного разгрома, когда татары изменили и увели в плен Хмельницкого. В самый отчаянный момент он возглавил казачье войско, сумел прекратить панические настроения, организовал переправу через болото, прикрыв отступление отвлекающим ударом.

Недавно на месте самого ожесточенного боя, когда добровольцы бросились в смертельную атаку на поляков, прикрывая отход основного войска, найдены вещи и оружие со знаками принадлежности к Войску Донскому.  Отчаянные храбрецы с Дона сложили на далекой Волыни свои головы за общерусское дело, за казачье товарищество (прямо по Гоголю!).

Богун неоднократно громил поляков и не сдавался ни при каких обстоятельствах.

В отношении Москвы он стремился держаться максимально независимо, желая независимого южнорусского государства. Однако, когда он понял, что отстоять независимость невозможно, присягнул единоверной и единокровной Москве, и  решительно выступал на стороне общерусского дела, если гетманы (Выговский, Юрий Хмельницкий) изменяли Русскому государству.

Богун яростно боролся за освобождение от «клятых ляхов» родного Подолья, Украйны и всей Западной Руси. Ведь гнет для всех слоев общества стал просто невыносим после измены знати. Кисели, Огинские, Острожские, Ходкевичи, Сапеги, Тышкевичи, Чарторыйские, Вишневецкие и др. - все эти православные русские роды становились сначала католическими, а потом и польскими семействами.

Православная церковь в Западной Руси (нынешней Украине и Белоруссии) была объявлена вне закона. Основная масса малорусского и белорусского населения оказалась теперь уже не только под социальным гнетом, но и национальным и религиозным. У православных русских могли отнять имущество и даже жизнь абсолютно безнаказанно.

Что, кстати, доказывает пример самого Хмельницкого, у которого поляк отнял хутор, похитил гражданскую жену и засек до смерти сына. Хмельницкий жаловался, дошел даже до короля, да без толку. Судя по размаху восстания, таких оскорбленных, как он, были десятки тысяч.

И если так поляки относились к представителям воинского сословия, которые имели гражданские  права, то к простому малорусскому крестьянину отношение было как к животному. Словечко «быдло», которое ныне так популярно, ведет свою родословную из того времени и из тех краев. Доходило до того, что иные польские помещики запрещали крестьянам показываться им на глаза, а подать приказывали приносить только ночью на крыльцо.

Словечко «хлопцы», которым называют себя свидомые заукраинцы, так ненавидящие «генетических рабов» москалей  - польский вариант слова «холопы», то есть рабы! ( Великорусы-москали не только не скачут, как дикари, но и рабами себя не называют! (От этого ужаса и унижения их спасло только воссоединение с Московской Русью.

И если бы не огромная финансовая  и военная помощь Ватикана и Священной Римской Империи Германской Нации (тогдашнего ЕЭС и США, вместе взятых), удалось бы освободить не только Смоленск и Левобережную Украину, но и всю Западную Русь, включая Львов.



Богун

Интересен последний этап жизни Богуна,

когда он, попав в плен, для вида перешел на сторону врага. Враги так ценили его талант полководца, что Богун согласился принять чин полковника  Княжества Литовского и Русского (примечательно, что не королевства Польского. В Литовском княжестве русский язык был государственным и поляки пока еще не верховодили).

На своей новой должности он, как Штирлиц в самом логове врага, вызнавал все военные секреты Речи Посполитой и передавал их своим единоверцам на Востоке.

Во время польского похода 1664 года Богун сумел сделать так, что многие города на Левобережной Украине сдались без боя и там не были размещены польские гарнизоны. И как только поляки завязли в осаде Глухова (опять же благодаря Богуну, который сообщал осажденным места и даты приступов), все «покоренные» и неразоренные города немедленно восстали в польском тылу.

Богун списался с русским главнокомандующим князем Ромодановским и обещал ударить в тыл полякам своими казачьими полками, как только тот начнет битву. Но тут о переписке нашего героя стало известно полякам, и он героически погиб при попытке ареста, прямо на заседании польского военного совета, захватив с собой на тот свет немало «клятых ляхов». Очень жаль, что такой героической личности до сих пор не поставлен величественный государственный памятник, достойный всей его жизни и его подвигов.

Попытки современных «украинизаторов»  примазаться к славе Богуна смешны.  Можно себе представить, как отнесся бы ко  всем этим католическим и униатским деятелям,  растящим на Украине костелы как поганки, православный «террорист» XVII века.

Поэтому  Богун особенно актуален сейчас, когда на Украине утвердились те, против кого он боролся всю свою жизнь, и в борьбе против которых он ее и отдал..Немало славных дел совершил Богун на Азове, в Ростове-на-Дону. Там  явно не хватает памятника Богуну, общему герою России и Украины.

А история будто повторяется. Вновь, как и 3 века назад, Москва сражается за наших братьев со всем западным миром, и снова правда на нашей стороне!  Три века назад,победила Москва. А если история все-таки повторяется?...

Previous post Next post
Up