Что такое замороженный свет и как он должен выглядеть? Сначала на ум приходит какая-нибудь история из области фантастики: прошло две сотни лет и ученые заморозили свет… Но все оказывается проще. «Останавливать свет» научились еще в первой половине ХХ века, а сейчас это целое искусство, называемое по-разному: в основном - freezelight, хотя названия «световая графика», «световое граффити» и подобные тоже достаточно распространены.
Людей, впервые увидевших снимки фризлайтеров, как правило, шокирует полное отсутствие цифровой обработки. Но не использовать графические редакторы (разве что немного подкорректировать цвета или обрезать кадр) - дело чести всех рисующих светом.
Говоря о любом направлении современного искусства, можно сказать «но зародилось все намного раньше, чем может показаться…» Эта фраза вполне применима и к световому граффити. Одним из основоположников жанра световой графики был - кто бы вы думали? - Пабло Пикассо.
Световая графика от Пикассо
А ведь годы жизни Пикассо 1881-1973, то есть называть фризлайт современнейшим жанром - все-таки немного ошибочно. Хотя в то время все было немного иначе. На создание первых рисунков светом Пикассо вдохновился благодаря своему другу Гийону Мили. Мили был фотографом, причем фотографом-экспериментатором. Он рассказала художнику о своих опытах с фотосъемкой спортсменов: на коньки фигуристов он прикреплял фонарики (светодиодов тогда, конечно, не было) и фотографировал конькобежцев на большой выдержке. Таким образом, получались световые линии в воздухе, сильно напоминающие современный фризлайт.
Все это происходило в 1949 году. Тогда же, очень заинтересованный идеями друга, Пикассо решил попробовать делать световые рисунки чуть более осмысленные, чем линии от фонариков. В результате возникла серия фото, опубликованная в журнале “Life”.
От современных световых граффити работы Пикассо и Гийона Мили отличались лишь тем, что на них виден автор рисунка, то есть водящий источником света человек. Сейчас основная часть световых граффити - работы, на которых автор скрывается с помощью мультиэкспозиции, постановки света и вспышек и подобных приемов с фототехникой. (Но без графических цифровых редакторов, конечно!)
Световое граффити от Баухауз
Еще одним отцом-основателем световой графики является Ласло Мохой-Надь (1895-1946). Точнее, сделать огромный вклад в это искусство у него получилось почти случайно. Человек удивительно разносторонних интересов, он очень много работал над фотоискусством как таковым. Кроме того, Мохой-Надь преподавал во всемирно известной школе Баухауз. Там он вел курс фотографии, там же он оценил и доказал ценность фотографии в области рекламы и коммерции. Экспериментируя с абстрактными картинами, коллажами, монтажом и всем остальным, он пришел к основам создания эффекта трехмерности в работах и особым светотеням. С этой точки «было недалеко» до увлечения световым искусством. Его фотокартины, выполненные светом, не содержат конкретных образов (он не рисовал людей или предметы, как Пикассо), но очень красочны и значимы в рамках истории световой графики. Все его работы, которые не так уж просто отличить на первый взгляд от современных абстрактных световых граффити, были созданы в конце 30-х и начале 40-х годов, то есть еще до Пикассо.
Современный мастер Майкл Босанко
Босанко - современный мастер фризлайта, который начал свою деятельность уже в 2000-х годах, но за это время стал одним из самых известных мастеров жанра в мире. В работах Майкла Босанко все сделано, опять же, без корректировки в графических редакторах, хотя глядя на его работы, в это невозможно поверить. Пейзажи, забавные человечки, а главное - эмоция и атмосфера. Вот что видят зрители на фотографиях Майка.
«Я считаю этот процесс органическим, гипнотическим, магическим…» - комментирует отказ от цифровых технологий во время создания световой графики Майкл Босанко.
Сейчас на его счету сотрудничество с многими организациями в области арта, рекламы, коммуникации, поддержки других коммерческих и творческих проектов.
Популярность фризлайта растет с каждым днем. Сейчас подобные группы энтузиазтов есть почти в каждом большом городе. С точки зрения техники - фотоаппарат в режиме мультиэкспозиции (несколько сцен ложится одна поверх другой в один кадр), штатив, большая выдержка при съемке, источники света. С точки зрения творчества - бесконечный простор для создания новых образов и настроений. А главное, вечный человеческий соблазн остановить мгновение!
Понравилось? Приглашаю Вас посетить
свой сайт, на котором Вы найдёте много новых и интересных публикаций и обзоров из мира творчества, дизайна и искусства.